На дне
Максим Горький


Постановка: Адольф Шапиро

Навязшая в зубах классика… Знакомый со школы монолог Сатина о том, что слово Человек звучит гордо — Все это мешает собраться и в очередной раз посмотреть такую пьесу в театре. Но режиссер Адольф Шапиро умеет разогнать духов уныния и скуки, умеет вдохнуть в до боли знакомые произведения жизнь, добавить нерв, оголить изломанную линию судеб человеческих так, чтоб зритель не смог остаться равнодушным.
Художник спектакля Александр Боровский сталкивает нас с героями «На дне» глаза в глаза, лоб в лоб. Открывается полупрозрачный занавес — и перед вами те же ряды зрительских скамеек, так же пронумерованы места, то же сидят люди и всматриваются в ваши лица… Испытайте судьбу, всмотритесь в себя!

Марина Давыдова («Время новостей»):
«…спектакль получается очень актерский (во всяком случае, на номинацию „лучшая мужская роль" здесь претендентов пруд пруди)…»

Марина Райкина («Московский комсомолец»):
«…„На дне" — прежде всего актерский спектакль. Режиссер Адольф Шапиро — заметный представитель традиционной театральной школы, как говорится, умер в актерах, проработав до деталей с каждым характер и заставив артистов прожить, а нe проиграть судьбы, что оказалось посильнее всяких режиссерских новаций».

Алексей Филиппов («Известия»):
«Темой спектакля стала русская судьба — русские апатия и способность к самопожертвованию, душевная неряшливость и доброта, русская способность выжить в рое, среди таких же, как и ты, бедолаг. Табаков не зря подбирал и выращивал труппу: мало какой московский театр сможет поставить „На дне" так, чтобы каждая роль стала бенефисом играющего ее артиста, — а его студии это оказалось по плечу».

Елена Ямпольская («Новые известия»):
«„На дне" в „Табакерке" — это совсем не скучно. Более того, местами это очень смешно, а в целом живо и увлекательно».

Роман Должанский («Коммерсант»):
«…постановка Адольфа Шапиро может служить примером театра, действительно ценного соединением в небольшом пространстве многих интереснейших и запоминающихся индивидуальностей».

Премьера состоялась 31 марта 2000 года
Создатели спектакля:
Постановка: Адольф Шапиро
Художник: Александр Боровский
Художник по свету: Сергей Скорнецкий




Действующие лица и исполнители:

Михаил Иванович Костылев, содержатель ночлежки – Алексей Золотницкий
Василиса Карповна, его жена – Кристина Бабушкина
Наташа, ее сестра – Ольга Красько / Мария Салова
Медведев, их дядя, полицейский – Сергей Беляев
Васька Пепел – Ярослав Бойко
Клещ Андрей Митрич, слесарь – Александр Мохов
Анна, его жена – Марина Салакова
Настя, девица – Евдокия Германова
Квашня, торговка пельменями – Галина Чурилова
Бубнов, картузник – Михаил Хомяков
Барон – Виталий Егоров
Сатин – Александр Филиппенко
Актер – Андрей Смоляков
Лука, странник – Олег Табаков
Алёшка, сапожник – Сергей Безруков / Денис Никифоров
Кривой Зоб, крючник – Дмитрий Петрунь
Татарин, крючник – Сергей Угрюмов