«СЕМЬ ДНЕЙ» № 46 9 — 15 НОЯБРЯ 2020
- Не бизнесмен, а индивидуальный предприниматель Сергей Безруков, который зарабатывает тем, что он умеет. А я умею играть на сцене и в кино, ставить спектакли как режиссер, могу что-то озвучивать в кино и на телевидении, - вот и все. Теперь еще научился управлять театром. Это непросто, когда ты отвечаешь не только за себя, а за 500 штатных сотрудников. Как можно перевести на удаленку уборщицу или билетера? А артисты, которые находятся в определенной возрастной категории! Допустим, в спектакле «Вишневый сад», который я поставил, есть замечательный Фирс – Виктор Дмитриевич Шутов, ему 81 год. И когда ты понимаешь, что по закону вынужден отказаться от его работы в этом спектакле - это тяжело, в том числе и потому что нарушает художественную целостность спектакля. Ведь Фирсу в пьесе 100 лет, и Виктор Дмитриевич и так моложе своего персонажа. И все равно, когда он выходил на сцену, то сомнений не оставалось – это действительно настоящий Фирс. Я уж не говорю о том, что обязательство сидеть дома для тех, кому больше 65, - это убивает артиста. Артист не может без сцены. Мы были вынуждены заменить Фирса на 60-летнего актера, а потом звонить Виктору Дмитриевичу и убеждать, что это замена вынужденная: мол, мы вас оберегам, дорожим вами. Я очень надеюсь, что он вернется в спектакль. И вообще, пусть театр поскорее вернется к привычной жизни.
- Это же момент эксперимента! Вы посмотрите на моих коллег… Мой собрат по «Табакерке» Евгений Миронов, которого я очень уважаю, и Владимир Машков, как и я сам – птенцы гнезда Олега Павловича Табакова. Когда Володя играет Николая II и Распутина, а Женя играет и Солженицына, и Достоевского, и космонавта Леонова, и Ленина, а сейчас замечательно сыграл Горбачева, ни у кого же не возникает вопросов: как они «и там, и тут»? Вот и я стараюсь не отставать от своих старших товарищей и пробовать себя в разных амплуа – в запасе много еще ролей, которые я хотел бы сыграть. Одной из самых неожиданных, например, стала роль артиста балета в фильме «После тебя», ее подарила мне Аня (Анна Матисон – жена Сергея Безрукова – прим.ред.). Мой герой из другого мира! И в этом, мне кажется, тот самый великий смысл актерского мастерства и искусства, когда ты перевоплощаешься и становишься другим. Идти по проторенной дорожке, и уж тем более повторяться, не хочет никто. И я в этом случае не исключение.
- На это всегда найдется время, было бы желание, а оно есть. К сожалению, в этом году (а мы проводим фестиваль в третий раз) мы были вынуждены перейти в онлайн режим. Но во всем надо искать плюсы. В таком формате дети из регионов смогут посмотреть всю программу фестиваля, много интересных постановок. Они доступны на сайте фестиваля до конца ноября, так что рекомендую: лучшие детские спектакли, фильмы, цирковое и ледовое шоу можно посмотреть абсолютно бесплатно на grandkidsfest.ru
- В первую очередь - уважению к старшим. Тому, что надо уметь вести себя прилично. Конечно, они растут очень свободными, потому что у них же все есть. Тут самое главное: не создавать для них совсем такой волшебный мир всеобщего обожания, лучезарный и воздушно-розовый. Очень важно порой сталкиваться с действительностью. Например, в детском саду есть те, кто гораздо сильнее, кто энергичнее, кто физически крепче. Если ты хочешь быть лучше, тогда старайся, занимайся. Мы хотим, чтобы дети получали необходимые навыки. Допустим, у Маши есть актерские задатки – я это вижу. Если она читает стихотворение, то делает это замечательно, ярко, проживает его, хотя ей всего четыре годика. Но, понимаете, для того, чтобы стать актрисой, нужно очень многое уметь, не только это. Чтобы готовить дочку в актрисы, я должен очень долго присматриваться к ней, как отец присматривался ко мне. Он не толкал меня в эту профессию – именно присматривался. И вот он увидел мои слезы в спектакле «Мой бедный Марат» по Арбузову (я играл Леонидика): меня трясло, я не играл, я жил, и представлял, что я именно тот самый Леонидик из блокадного Ленинграда. Вот только тогда, наверное, отец мне поверил и стал мной серьезно заниматься. Так и я – если увижу в Маше настоящие задатки, будем двигаться в этом направлении. Она говорит уже сейчас, что хочет быть актрисой, но посмотрим.
бесконечно уважаю. Но она запала людям в душу благодаря «Участку».
- К вопросу о березах. В этом году 125-летний юбилей Сергея Есенина, которого вы также сыграли и с которым у многих ассоциируетесь. Недавно в Константиново, на его родине, у вас была возможность подержать в руках его личные вещи. Как ощущения?
- Начнем с того, что у меня всегда под рукой дезинфекция (Смеется). Если серьезно, то хочу выразить огромную благодарность хранителям музея за то, что дали мне возможность прикоснуться. Там были тапочки, которые когда-то носил Сергей Есенин, кожаные, потертые. Была тюбетейка, черная шерстяная жилетка, модные по тем временам полосатые брюки. Ощущение, когда ты все это держишь в руках, сложно передать словами. Вообще, каждый раз, когда я оказываюсь в Константиново, кажется, что я соприкасаюсь с вечностью.
- Сергей Витальевич, давайте поговорим о вашей музе, Анне Матисон. Вы редко выходите вместе в свет и вообще не позиционируете себя как светская пара. Почему?
- Нам не очень это интересно, все-таки у нас маленькие дети. Мы настолько заняты собой и семьей, что просто нет времени, да и желания, если честно. Нам очень хорошо вместе, вдвоем. Светские мероприятия - это, наверное, очень важно и полезно, но мы все время заняты. Аня была занята уже минимум два раза – беременностью. Согласитесь, уважительная причина. Но вот на «Кинотавре» как-то все же пришлось выйти вместе на красную дорожку…
- Мы, журналисты, тогда просто обалдели. На вашу пару это было не похоже.
- Ну, пришлось, куда деваться. Надо было представлять нашу картину, и вообще, мы поняли, что стоит скорее объявить о том, что мы ждем ребенка, иначе о нас начнут писать всякие небылицы. Лучше сделать это самим. А так мы все-таки стараемся беречь личное пространство. Кто-то, наверное, любит, когда всегда полный дом гостей… Это не про нас. Нет, гости есть, но не могу сказать, что у нас «проходной двор». Все это не наше.
- Как у вас проходит выходной день?
- Мы очень любим музыку, ходим в консерваторию. У нас есть мечта - вырваться, наконец, на выходные в Вену, в Зальцбург, Мюнхен, послушать оперу. Но пока по понятным причинам не получается. Вообще, мы с Аней очень домашние. Правда, проваляться весь вечер на диване перед телевизором не получается – у нас в основном настроены детские каналы.
- Есть ли у вас няня?
- Есть, конечно, мы оба очень занятые люди, и часто надо детей у нас «подхватить». Но в основном мы стараемся сами их воспитывать. Аня с Машенькой и английским языком занимается, и посуду они вместе моют, и готовят. Вот сейчас, пока мы с вами говорим, они приготовили ужин.
- Что именно приготовили?
- Чахохбили. Аня мне вот сейчас написала: «Ты возвращайся и обязательно попробуй то, что Маша вместе со мной приготовила. Утром, когда поведем ее в садик, обязательно скажи, что ты поел». Для дочки это очень важно.
- Вы водите Машу в садик?
- Обязательно. Ребенок должен развиваться в коллективе, иначе он будет как домашнее растение, такой цветок, выросший в тепличных условиях. Коммуникация с другими детьми очень важна. Но мы развиваемся и дома. Аня, например, с дочкой шахматами занимается, а я научил шашкам. И Маше все это очень интересно. Вообще, знаете, Аня отличный воспитатель. Я считаю, что женщина, вне зависимости от того, будет она актрисой, или нет, должна быть хорошей хозяйкой. Моя Аня потрясающе готовит, и я каждый раз с собой борюсь, когда вижу все эти невозможные пироги, тортики.
- При этом она такая стройная!
- Вот в том-то и дело, на ней не сказывается. А я должен держать себя в форме, но по вечерам после спектаклей думаю: а-а-а, ну как удержаться, если все так вкусно? Аня – прекрасный пример для Маши: она и сценарист, и режиссер, и в музыке прекрасно разбирается, и много читает, и потрясающе готовит. Вот к чему должна стремиться дочь.
- Когда вы приводите Машу в детский сад, не переживаете, что ее будут воспринимать как дочь звезды?
- Нет. Вы знаете, даже когда я привожу дочку в театр, прошу сотрудников, чтобы они не изображали никакой восторженности, как это бывает: вот, мол, пришел ребенок художественного руководителя. Нет. Я прошу: относитесь, пожалуйста, как ко всем обычным детям. Это тоже очень важно для воспитания. Потому что папа папой, а тебе еще многое нужно сделать в этой жизни, чтобы тебя уважали. Главное – быть хорошей хозяйкой и порядочным человеком. Воспитание, уважение, тактичность, вежливость - вот все то, что очень-очень важно с самого раннего детства прививать ребенку. Очень-очень важно!
- А что, по вашему мнению, самое важное в отношениях супругов?
- Любовь, конечно. Уважение, любовь и внимание друг к другу. То, что в семье должно быть всегда. Страсть – это другое, помимо нее, есть еще внимательность к близкому человеку, когда ты предугадываешь его желания.
- Вы часто говорите Ане, что любите ее?
- Конечно, постоянно. А как может быть иначе?
Татьяна Пустынникова