Новости

Сергей Безруков: «Успех и деньги – мимолетны»

"COSMOPOLITAN"


С 21 октября 2021 года в прокат выходит историческая драма «Учености плоды». Сергей Витальевич Безруков рассказал о новом фильме, важности образования и том, как выживают сейчас театры.

— Сергей, картина «Учености плоды» рассказывает о Пушкинском музее в оккупированном немцами Михайловском. Какой по характеру ваш персонаж? 


— Мой герой, с которым мы, кстати, тезки, очень сложный и неоднозначный. Он и не с немцами, и в то же время не с советскими гражданами. У него непростая биография: Сергей был на Гражданской войне, его контузило, он потерял всю семью во время Тамбовского восстания. Все эти события повлияли на его характер – он не озлобился на мир, но понял: если ты убиваешь, столкнешься с последствиями. Так что Сергей отказывается от оружия – он, говоря современным словом, пацифист и дал зарок – не воевать. Еще одна интересная особенность – у моего героя нет образования, даже школу не окончил, но при этом он отлично работает руками – может и пианино починить и электричество в доме наладить. А еще он очень тонко понимает поэзию Пушкина. То есть он, безусловно, мужчина с мозгами, хоть и неграмотный. 


— В фильме показана любовь между фашисткой и русским мужчиной. Как вы думаете, чем они привлекли друг друга? 


— Тут, конечно, нужно спрашивать Игоря Угольникова, сценариста и режиссера фильма, который и придумал эту невозможную связь. Но я полагаю, противоположности притягиваются – просвещенные немцы и не такие грамотные, но смекалистые и талантливые русские. И вот представительница образованного народа фрау Шиллер тянется к простому, но очень интересному Сергею. Ну и потом ей, видимо, не хватает мужского тепла – она была лишена его долгие годы, еще и поэтому возникают чувства. 


— Вы уже сказали, что ваш герой, хоть и человек без образования, но при этом умный. Если переключиться на современность, как думаете, нужно ли оканчивать университет, чтобы стать успешным? Сегодня главные кумиры молодежи — тиктокеры — зарабатывают миллионы и без дипломов.... 


— Это сложный вопрос. Я не берусь судить, потому что знаю многих молодых людей, которые как раз, наоборот, стремятся получить профессию, и вот они люди образованные и начитанные. Они на контрасте с теми, кто хочет просто зарабатывать деньги и быть, что называется, в тренде. Такие люди, как тиктокеры, должны понимать, что успех и деньги – мимолетны. Сегодня ты популярен, а завтра оказываешься на улице – и вот тогда-то профессия и пригодится. Что касается актерства, скажу, что определенные знания, если ты хочешь играть в театре (к сериалам это не относится), нужны. Однако у меня есть и обратный пример перед глазами: недавно в Московском Губернском театре, которым я руковожу, состоялась премьера спектакля «Безымянная звезда», на роль учителя Мирою мы пригласили Никиту Преснякова. У него нет актерского образования, но мы его взяли, потому что нам был нужен человек с такими вокальными данными, как у него. Никита сыграл великолепно, он очень хорошо смотрится на сцене! 


— А со своими детьми вы будете говорить про важность образования? 


— Безусловно, я уже с ними про это беседую. Маша в пять лет занимается вокалом. Чуть позже, я надеюсь, начнет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. А вот что касается актерства... Ей нравится смотреть на папу на сцене, но совсем другое дело — быть не зрителем, а участником спектакля. Я буду долго присматриваться к ней, как в свое время делал мой отец Виталий Сергеевич Безруков. Он разглядел во мне актерский талант, стал моим первым учителем. Я пришел в театральный вуз подготовленным, со мной было легко работать. Так что, если у Маши проявятся актерские задатки, начну с ней заниматься. 


— В каком возрасте можно разглядеть будущего актера? 


— Здесь нет каких- то правил. Я думаю, актерские способности могут проявляться с самого раннего возраста – чуть ли не с трех лет. Это касается и музыкальности. Иногда смотрю детский «Голос» и вижу, как девочки и мальчики 5-6 лет поют на профессиональном уровне. А бывает, кстати, наоборот – к примеру, у Анны Нетребко вокальные способности проявились только в 12 лет. Кто бы мог подумать, что звезда с таким талантом начала петь так поздно! В общем, самое главное — не проглядеть творческие задатки, раскрыть своего ребенка. 


— Наверное, очень сложно заниматься творчеством с детьми в наше время, когда есть YouTube... 


— У моих детей нет доступа к интернету и гаджетам. Я включаю YouTube только, чтобы показать им мультфильмы. Но время на просмотр ограничено. Я не позволяю своим детям сидеть перед телевизором целый день – максимум полчаса утром или полчаса вечером, прежде чем пойти спать. Также все мультфильмы проходят отбор – я составил список, где указано то, что можно смотреть. 


— И это только советские мультфильмы? 


— Нет, почему же, есть прекрасные анимационные фильмы у Disney, и хорошие современные русские истории, вроде «Малышариков» — прекрасный и познавательный сериал, необходимый для развития ребенка. Но все показы проходят под моим чутким родительским контролем. 


— Сергей, понятно, что вы заняты съемками и репетициями в театре 24/7, но наверняка время на просмотр кино находите. Что последнее видели? 


— Ох, сложно вспомнить! Наверное, «Дорогих товарищей» Андрея Кончаловского, и «Джентльменов» Гая Ричи. Из сериалов – недавно закончил «Острые козырьки». Понимаете, мне так редко удается что-то посмотреть в последнее время. Я все лето работал – снимался в проекте для Первого канала, недавно был в командировке на Дальнем Востоке. У меня нет ни одного выходного дня – я работаю нон-стоп. Плюс еще выступления в театре. Так что график очень сложный. 


— Наверное, вы скучаете по временам пандемии, когда можно было подольше оставаться с семьей? 


С одной стороны, да – большую часть 2020 года я провел на даче вместе детьми и женой. Полгода абсолютного счастья! Но, с другой, мне было страшно. Я, как глава семьи, боялся, что работы не будет совсем, а ведь мне нужно платить ипотеку. Но, конечно, я не показывал своих переживаний – я же мужчина. Сейчас, когда есть работа, молюсь, чтобы всё дальше так и было, чтобы и в кино звали, и спектакли не отменяли. Больше всего я переживаю за театры. Дело в том, что Московский Губернский театр, где я художественный руководитель, — региональный театр. Мы все выживаем благодаря деньгам от продажи билетов. Наш голый оклад в театре минимальный – только на него семью не прокормишь, мы всегда доплачивали людям из заработанных средств. А когда в зале из-за ограничительных требований по COVID-19 занято всего лишь 50 процентов зрительских мест, много не заработаешь. Вы понимаете, как сложно выживать актерам и всему огромному коллективу! И хотя спектакли и концерты проводятся, лучше экономическая ситуация не стала. Так что, господа чиновники, разрешите театрам жить. У нас нет других заработков, кроме этого. 


— У вас плотный гастрольный график, но когда будет выходной, чем вы будете заниматься со своей семьей? 


— Достаточно уже того, что мы будем просто вместе...


Материал на сайте издательства
СМИ