СВЕТЛАНА НАБОРЩИКОВА, «ИЗВЕСТИЯ»
Что же все-таки осталось после Темникова? Двое детей. И то, что остается от эфемерного и недолговечного искусства балета. Фотографии — они на экране. Полустертое видео — вариацию Базиля исполняет очень похожий на Темникова-Безрукова молодой Денис Матвиенко. Воспоминания друзей и близких, включенные в поминальный фильм в фильме.
«Документальная» лента под названием «Гений и бунтарь» — еще одна режиссерская удача, отличная пародия на подобную продукцию. Один из спикеров откровенно лжет, другой говорит не то, что думает, а то, что положено в данный момент. Ну а те, кто хранит в памяти любимый образ, от беседы уклоняются. «Да пошли вы…» — повторяет любимую фразу папы дочь.
Действительно, пойдите и посмотрите этот талантливый фильм о природе таланта. В нем множество смысловых планов, аллюзий и ассоциаций, его можно по-разному читать и понимать. Он остроумен, фонтанирует великой музыкой — от Баха до Стравинского, от Гласса до Бизе-Щедрина, населен великими тенями — от Майи Плисецкой до Александра Ивановича Пушкина, педагога Барышникова и Нуреева. Там замечательно играет Сергей Безруков, счастливо избегающий неизбежной в «профессиональном» кино фальши.
«Не верю, что он музыкант, у него глаза врут», — сказал однажды Давид Ойстрах, посмотрев игровой фильм о великом скрипаче. У Безрукова глаза не врут, и фильм не врет. Талант — тяжелейшая ноша. Надорваться, неся ее по жизни, просто. Достойно жить среди неталантливых трудно, но отказаться от бремени таланта — невозможно.