Новости

Сергей Безруков стал «московским Златоустом»: в Москве снимают сериал о легендарном адвокате Плевако

В Москве и ее окрестностях продолжаются съёмки исторической драмы «Плевако». Многосерийный фильм расскажет о легендарном российском адвокате и блестящем ораторе, которого современники прозвали «московским Златоустом», — Федоре Плевако. Главную роль в картине исполняет народный артист России Сергей Безруков. В сериале снимаются Николай Шрайбер, Ольга Лерман, Даниил Воробьев, Игорь Гордин, Мария Смольникова и другие актеры. Режиссером картины стала Анна Матисон. Мы побывали на съемках и узнали интересные факты о работе над этим проектом.

Историческое кино


Федор Плевако был одним из самых ярких героев своего времени. Помимо выдающегося ораторского таланта и природной смекалки, он обладал еще одной важной чертой, отличающей его от остальных адвокатов: он был «из народа». Будучи сам незаконнорожденным, Плевако отлично понимал простых людей и по-настоящему хотел им помогать, что и сделало из него народного любимца.

Действие фильма начинает разворачиваться в 1880 году. Главному герою Федору Плевако — 38 лет. У него есть жена, сын, собственная (и весьма успешная) адвокатская контора с помощником. А кроме того — множество друзей и добрых знакомых, начиная с высшего света и мецената Саввы Мамонтова и заканчивая бандитами с Хитровки, где Плевако периодически принимает участие в кулачных боях.
Отправной точкой истории станет момент, когда в рамках нового дела сходятся интересы слишком большого количества влиятельных людей и мир Плевако с его тщательно выстроенной идиллией начинает рушиться.

— На мой взгляд, и в исторических, и в современных картинах зачастую не хватает людей, на которых мы можем ориентироваться и которыми можем гордиться, — говорит генеральный продюсер киностудии «РОК» Алексей Учитель. — А Плевако именно такой человек. Он во многом перевернул представление о том, каким может быть адвокат. Умел добиваться победы в любом деле, даже если, на первый взгляд, оно казалось безнадежным. О его судебных речах ходили легенды, послушать их приходили и Шаляпин, и Станиславский. Словом, речь идет о личности действительно уникальной. В нашем проекте — десять серий, и каждая — отдельное дело, которое ведет Федор Никифорович. Будет и экшен, и детективная линия, и, конечно, линия судьбы самого героя. Но мне кажется, что самым интересным для зрителя будет именно человеческий материал.

Чтобы понять весь масштаб сериала, приведем некоторые цифры. В картине — 276 объектов, 286 персонажей и около двух тысяч актеров массовых сцен, 16 экипажей и 35 лошадей, 2500 костюмов — и это только малая часть внутренней «кухни» проекта.

— Исторический проект снимать очень интересно, но при этом безумно тяжело, — признается нам ведущий продюсер Анастасия Акопян. — Десять серий по 50 минут — то есть, по сути, это десять исторических фильмов. В Москве и Подмосковье, наверное, не осталось ни одной исторической усадьбы, в которой бы мы ни снимали: Кусково, Архангельское, Царицыно. И теперь мы доехали до Подольска. У нас в сценах присутствует много исторического реквизита, который мы собирали по крупицам и на «Мосфильме», и в каких-то частных коллекциях. В одной из сцен у нас даже играл автомобиль 1900 года (действие фильма будет развиваться во времени. — Прим. авт.). В Москве есть всего две машины такие, которые можно было бы взять в аренду. Но по сценарию машина должна была разбиться — и, конечно же, никто не дал бы это сделать с настоящим ретротранспортом. На одном из складов мы нашли пролетку (легкий открытый четырехколесный двухместный экипаж. — Прим. авт.), выкупили ее и переделали под автомобиль того времени, а потом в одной из сцен он у нас упал с моста и разбился. Конечно, сначала снимался настоящий ретроавтомобиль, а вот разбивался уже наш переделанный. Он получился у нас таким классным, что жалко было с ним расставаться. Еще в одной из сцен будет настоящий воздушный шар, который тоже изготавливали для съемок.

С начала написания сценария присутствует исторический консультант. Все исторические речи Федора Плевако практически полностью сохранены. Но, конечно, есть и художественная придумка, необходимая для драматургии.

— Надо понимать, что это еще и детективный сериал, где блистательный адвокат не просто защищает подсудимых, но и сам ведет расследования. В жизни этого не было в такой мере, как у нас в сериале, но нам было необходимо добавить художественный интерес, — рассказывает Анастасия Акопян.

После съемок эпизодов в Москве и области группа переместится в Челябинскую область, на родину главного героя.

Главная роль


В каждой серии зрители станут свидетелями не только одного серьезного дела, основанного на реальном случае из практики Плевако, но и небольших анекдотов — дел, в которых «московский Златоуст» буквально одной-двумя фразами сумел повернуть симпатии присяжных в нужную для себя сторону.

— Я давно вынашивал идею рассказать кинематографическим языком о нашем великом соотечественнике, блестящем адвокате и ярком общественном деятеле Федоре Никифоровиче Плевако, — делится генеральный продюсер телеканала НТВ Тимур Вайнштейн. — При работе над сценарием стало понятно, что многие дела, взятые для картины, актуальны и сейчас, а личности такого масштаба интересны аудитории вне зависимости от возраста. Нам удалось собрать потрясающий кастинг, жемчужиной в котором стал Сергей Безруков в роли Плевако. То, насколько глубоко Сергей вжился в образ легендарного адвоката, поражает!

Действительно, такую серьезную роль могли доверить только Безрукову. Он подходит к любому проекту с полной самоотдачей.

— Федор Никифорович Плевако — интереснейшая личность, звезда своего времени! — с восторгом рассказывает о своем персонаже Сергей Безруков. — Газеты, в которых печатали его речи, раскупались молниеносно, на его выступления в суде ходили как на концерт или в театр. Если он брался за защиту, то делал это на совесть. Адвокат ведь не выбирает, кого защищать. Иногда Федор Никифорович брался за ситуации, которые казались безвыходными — и все равно умудрялся повернуть дело так, что присяжные видели перед собой человека, его внутренний мир, а не совершённый им поступок, и в них пробуждалось сострадание. Я вообще считаю, что каждый имеет право на защиту. Мой персонаж — последний шанс для того, кто провинился, его последняя надежда на спасение. И еще мне очень импонирует порядочность Федора Никифоровича: он в любой ситуации оставался человеком, а это — самое главное.

Ольга Лерман: «Для меня важно по крупицам собрать героя»

Ольга Лерман играет роль Марии, супруги крупного промышленника Василия Демидова. Ее героиня влюбляется в Федора Плевако.

— Я люблю участвовать в исторических проектах, — рассказывает Ольга. — Есть возможность погрузиться в то время, которое отражено в нашем кино. Примерить на себя корсет, прическу, платье с турнюром. Все это невероятно красиво и местами даже очень удобно. Конечно, неотъемлемая часть съемок — подготовка, она у нас была довольно стремительная, но удалось кое-что сделать, прочесть литературу того времени, узнать многое о Плевако и Демидовых, покопаться в исторических фактах, узнать про быт и привычки людей той эпохи. Режиссер Аня Матисон провела с нами читки, где мы расставили большинство акцентов, что, конечно же, помогло процессу. Для меня важно по крупицам собрать героя, узнать, что его тревожило, чем он жил, чего боялся, о чем мечтал. Тогда это будет история про настоящего человека. А хочется рассказывать о настоящих людях с их подлинными чувствами.

Материал на сайте издательства
СМИ