ИРИНА КРАВЧЕНКО, «STORY», № 7-8
Анна Ахматова, как вспоминают, говорила: для неё на свете интересны две вещи – сплетня и метафизика. Поэт выразил то, что питает каждого смертного: любопытство к сиюминутному – и вечному. Оттого с незапамятных времён процветает жанр биографии, как раз соединивший рассказ из повседневности и неподвластное времени, которое «тлена убежит». Театр давным-давно, ещё во времена античности, обратился к историям жизни: древнегреческие трагедии в большинстве своём биографии, пусть обычно и вымышленных героев, в ту пору правду и миф не различали. Спустя столетия другое массовое искусство, кинематограф, вплотную занялось биографиями в картинках.
Считается, что открыл байопик сто с лишним лет назад, на рубеже веков, Жорж Мельес, влюбившийся в только-только возникшее кино после того, как побывал на одном из премьерных сеансов соотечественников – братьев Люмьер. Он, кстати, пожелал купить у них камеру-проектор, но братья отказали, будучи уверенными, что скоро забава людям надоест, а потому надо, избегая конкуренции, по-быстрому стричь купюры. Мельес приобрёл аппарат у англичан и пошёл делать то, что потом назвали короткометражками, а тогда только их и снимали. Француз и стал создателем первых байопиков.
Так кинематограф обнаружил золотую жилу и пошёл разрабатывать её вовсю. Вскоре выяснилось, что публике всё равно, про кого смотреть – хоть про современника, хоть про фараона. Человек из незапамятных времён даже интереснее, поскольку в данном случае у автора больше простора для фантазии и зрителю увлекательнее. В Голливуде вообще быстро сообразили, что байопик – золото, во всех смыслах, и принялись развивать целое направление, а именно фильм-пеплум: роскошные экранные постановки из жизни античных и библейских персонажей.
Зрелищность, убедительность в «повествовании» об известном человеке – великое дело, под этим соусом зрителю можно подать любую идею, особенно когда он готов делать с кого-то жизнь. Достаточно вспомнить картины Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный», которые Эйзенштейн снимал под верховным руководством. Но старался, например, показать своего царя живым и противоречивым, в итоге вторая серия вызвала гнев новых опричников, выпустивших отдельное постановление о фильме и сравнивших получившегося у режиссёра и Николая Черкасова самодержца со «слабохарактерным» Гамлетом.
Однако всякая историческая личность по натуре сложна, особенно художник, и кинематограф постепенно открыл для себя, что психологические лабиринты того, кто творит искусство, – сюжет не хуже шекспировского. Фёдор Достоевский, Лев Толстой, Сергей Есенин или Владимир Высоцкий здесь идеальные протагонисты. Внутренняя жизнь богатая, фактическая тоже, и документальных свидетельств достаточно. Единственное, что действительность, которая лежит в основе таких картин, диктует своё непреложное правило: не наври. Существует тонюсенькая нить, которую вообще-то в любом байопике, даже фантастическом, нельзя выпустить из руки, и это – логика реального характера. Можно домыслить то, о чём сведения до нас не дошли, но пойти против правды нельзя, и не потому, что после выхода картины станут уличать в подтасовке фактов. Байопик должен быть сделан так, чтобы незнатоки, а их подавляющее большинство, поверили, а это трудно: зритель, может, чьей-то биографии совсем не знает, но чувствует, где его надувают. Каждая состоявшаяся жизнь, – а у художника, учёного или императора она такова, – выстроена идеально, сколько бы крутых горок в ней ни было. Там нет не продуманного, причём не самим человеком, берите выше. Поэтому, честно говоря, нелёгкая это задача – постигать замысел, который происхождения вовсе не земного.
Один из тех, кто берётся за такую работу, — актёр и режиссёр Сергей Безруков, снявшийся в роли и Пушкина, и Есенина, и Высоцкого.