6 сентября в Твери открывается «Эхо БДФ» — показы лауреатов Большого детского фестиваля, который ежегодно проводится в Москве. Его организаторам, в числе которых худрук Московского губернского театра Сергей Безруков, показалось несправедливым, что лучшие по версии детей спектакли видят только в столицах. Так БДФ отправился в регионы. Тверская область стала не первым, но самым гостеприимным — здесь спектакли пройдут сразу в четырех городах: помимо Твери, это Вышний Волочек, Ржев и Кимры.
Перед спектаклем открытия исполнитель главной роли Сергей Безруков рассказал, что покажут на тверских сценах, чем его удивляют дети, и почему детский театр важнее взрослого.
Про отбор спектаклей
— Отборщики, эксперты отбирают лучшее, к примеру, лауреатов других премий. А потом уже детское жюри, 20-30 человек, из разных слоев — это и дети, которые знают что такое театр, из театральных студий, и спортсмены, и те, которые интересуются точными науками, все вместе отмечают, что им нравится. Порой им интересно то, что не интересно нам. Например, спектакль про Стива Джобса. Казалось бы, где дети, а где Джобс. Тем не менее, этот спектакль дети отметили.
Я всегда присутствую на обсуждениях, но абсолютно ни на что не влияю — у нас детская демократия. И каждый раз удивляюсь, что на многое из того, что мне бы понравилось, у них совершенно другая реакция. Они реагируют на тему, они реагируют на искренность. Они очень живые. Они очень чутко реагируют на любые изменения. Мы можем что-то приукрашивать, а они реагируют очень пронзительно. Например, тема буллинга их взволновала. Тема семьи, воспитания. Просто пройдитесь по программе, посмотрите на названия, вы многое начнете понимать.
Про своих фаворитов
— Спектакль Ивана Пачина «Сочинение про Джобса». Мне вообще очень нравится этот режиссер, очень интересный художник, я рад, что у нас в Московском губернском театре в этом сезоне он поставит пьесу по Лавреневу «Сорок первый». Еще «Мио, мой Мио!» (постановка Казанского ТЮЗа на татарском языке, зрителям раздают наушники с переводом — прим.ред.). Очень интересный спектакль «Мой дедушка был вишней» («Новый театр»).
Про поддержку детских театров
— Почему важно поддерживать театр для детей — а я за это направление когда-то взялся отвечать — с него начинается знакомство юного зрителя с искусством. Это тот самый досуг. Это не сфера услуг. Детский театр не должен быть сферой услуг. Театр — искусство, это культура, и она не должна быть услугой. Это должна быть обязательная программа, за неимением в кинотеатрах должного контента. Отговорить детей от интернета, заинтересовать их живым искусством, которое они нигде больше не получат. Детский театр стоит на первом рубеже. Это первая линия взаимодействия с юной аудиторией, мы, взрослый театр — вторая. Поэтому детскому театру нужна всесторонняя поддержка. Последние несколько лет финансирование серьезное, и я надеюсь, что оно не иссякнет. Театрам нужны новые постановки, новое оборудование.
Про современный детский театр
— Детский театр — это не только классика, классика и ничего кроме классики. Это проба художника разговаривать с детьми на современном языке. Поэтому мы привезли БДФ Лабораторию с темой «Сказки на новый лад». Как рассказать сказку, используя современные технологии, современные знания.
Дети уже такие современные, порой им скучновато. Их нужно заинтересовать, при этом сохранить меру, чтобы это было все-таки произведением искусства. Вот задачи, которые должен ставить перед собой художник, который занимается детским театром и взаимодействием с детьми. Интерактивность, иммерсивность — это то, что очень важно. Опять же, актеры какого уровня. Они должны быть самыми лучшими артистами, самого лучшего качества, настоящие. От их энергетики зависит, пойдут дети дальше в театр или не пойдут, нравится им это или не нравится. Человек, который занимается детским театром — изначально искренний. Потому что на детском театре особо не заработаешь. Детский театр должен быть доступен. Поэтому нужна поддержка, спонсорство.
Про тверской ТЮЗ
— Спасибо, что они инициировали приглашение. Директор Тверского ТЮЗа Александр Бахарев сказал: «А давайте проведем "Эхо БДФ" в Твери!». А теперь, по договоренности с губернатором Тверской области Игорем Руденей, фестиваль «Эхо БДФ» будет проводиться в регионе ежегодно.
В этом году от ТЮЗа на БДФ-2022 поехал спектакль «Хлебзавод». Я очень люблю современный театр, образный, условный. Мне интересно, как его воспримут дети. Это сложный спектакль, но порой удивительно, как они в секунду считывают то, что нам кажется для них сложным. И наоборот. Мы им: «Та-та-тара-та-та-тара», а они: «Спасибо, не надо».
В свое время я ратовал за «Чайку» тверского ТЮЗа (спектакль был номинирован на «Золотую маску» — прим. ред.) и очень хотел, чтобы получили премию за лучшую постановку по русской классике, тогда не получилось. Я рад, что на «Фабрике Станиславского» увидели «Грозу». У нас взаимодействие с тверским ТЮЗом плотное, хорошее, и я надеюсь, будет продолжаться. Во-первых, актерский ансамбль великолепный, актеры очень сильные. Настоящий русский психологический театр.
Про российского зрителя
— Я за условный театр, но чтобы там все-таки было подлинное существование, чтобы на сцене был живой человек. Сопереживание необходимо нашему зрителю. Он всегда этим отличался, наш российский зритель, он в театр приходил для этого взаимодействия. Если ему надо было какое-то представление, он шел в цирк. А в театр приходили немножко за другим — поплакать и посмеяться, так, чтобы за душу взяло. Этого сопереживания у нашего зрителя не отнять. Некое созерцание эстетское — это не про нашего зрителя.
***
«Эхо БДФ», организованный в Тверской области при поддержке тверского Театра юного зрителя, завершится 11 сентября. Московский губернский театр покажет на сцене ТЮЗа «Малыша и Карлсона». Всю неделю, помимо спектаклей, можно будет посмотреть фильмы и анимацию, поучаствовать в дискуссиях, встречах с писателями, художниками и музыкантами.