АНТЕННА-ТЕЛЕСЕМЬ
этот герой?». И вот мы всю ночь сидели на балконе и бесконечно болтали. На следующий день я уже сидела изучала материал и накидывала сцены. А часто бывает, что ты какую-то идею озвучиваешь кому-то близкому, даже маме, а тебе на это задают какой-то прагматичный вопрос, и ты закрываешься. Поэтому мы с Сережей друг друга подхватываем. Никогда не скажем ничего такого, что этот творческий импульс собьет. Вот театр – это Сережина территория, если он захочет чем-то поделиться, он поделится, нет – значит, нет. Иногда он приходит и начинает рассказывать что-то с середины, и тут надо проявить догадливость, чтобы понять, о чем речь, это как раз та самая «девушка идет босиком под зонтиком». Просто уловить это настроение и поддержать. Потому что это творчество.
- В общем, работа – отдельно, дом – отдельно, это не про вас?
А.М.: По-разному бывает, как во всех семьях. Иногда волнует не рабочий вопрос, а то, что дочке стали ботинки маленькие, и надо поехать купить новые. А иногда ты уснуть не можешь из-за какой-то идеи, мучаешься. И совершенно не важно, кто мучается: бухгалтер, который сдает годовой отчет и не знает, как ему уложиться в сроки. Или сценарист, который не понимает, как ему заполнить эти белые листы. И вопрос в том, включится или не включится в твои проблемы вторая половина. Нам с Сережей просто повезло, что мы на одном языке можем разговаривать по поводу своих проблем и подключаться друг к другу.
- Анна, на площадке вы человек, принимающий все главные решения, а дома? Приходится сдерживать себя?
А.М.: Навряд ли я была бы вместе с человеком несильным. Сергей – очень сильная личность. И я с радостью и легкостью принимаю его как главу семьи, у нас по-хорошему скучный уклад семьи.
- Правда, что вы во время съемок «Заповедника» ездили на работу на велосипедах?
С.Б.: Да, мы вообще любим этот способ передвижения. В самих Пушкинских горах, где происходит основная часть действия фильма, есть большая-большая поляна, и на ней проводят праздники. Выставляют слово «Пушкин» из букв, наподобие надписи Hollywood, все фотографируются. Получается место для гуляний. И мы нашли в Москве очень похожую поляну, поставили такого же размера буквы и еще ее доработали: сделали сцену в виде цилиндра, бар «Золотая рыбка», все на пушкинскую тематику. И на эту съемочную площадку мы катались на велосипедах. Один раз совершили большую ошибку. Очень лихо приехали на съемку, а предстояла ночная смена, которая затянулась. Начали в пять вечера, закончили примерно в шесть утра. Страшный холод, мы без сил, но понимаем, что обратно-то тоже надо ехать на велосипедах, бросить их не можем. Что делать? Решили: зато быстро поедем. А у нас в этот день было задействовано много артистов массовых сцен. И вот они грузятся в автобус, а мимо режиссер и исполнитель главной роли на велосипедах: «Спасибо, до свидания!».
- Следующий совместный проект уже есть в планах?
А.М.: Мы сейчас работаем над тем, чтобы сложился фильм о подвиге партизана Николая Киселева. Мы не то, что любим этот сценарий, мне кажется, он нескольких лет жизни стоил. Я, когда его писала, периодически уходила рыдать. Невозможно было работать над этим материалом и оставаться равнодушным. Потрясающий персонаж, Сергею он идет невероятно – это под него специально написанная роль. Получилась светлая история со счастливейшим концом, вера в человечество после нее усиливается многократно.
- Дочку берете с собой на съемки?
С.Б.: Да, конечно.
- Она понимает, кем вы работаете?
С.Б.: Все дети изображают, как родители работают. Маша садится, берет ручку: «Я пишу сценарий». Потом нам читает. Ей 2 года и почти 5 месяцев, у нее прекрасная фантазия, и она очень хорошо говорит. Настолько хорошо, что взрослым детям с ней интересно общаться. Умеет считать до 15. И у нее сейчас это чудесное сочетание нежной детской наивности и взрослой речи с причастными оборотами, и понятно, что она употребляет многие выражения не всегда по делу. Поэтому сценарии в ее исполнении получаются очень смешные. Ну и Маша, кончено, знает, что такое «мотор».
А.М.: Да, была забавная ситуация, когда Сережа снимался в «Годунове», и мы к нему приехали на площадку. Я Маше объяснила, что мы сейчас пойдем в павильон, но там нельзя будет разговаривать: «Скажут «Мотор», и мы с тобой сидим молчим. Можно будет говорить, только когда прозвучит слово «Стоп». Запомнила?» «Запомнила». Мотор, тишина. Играют сцену, она длинная. Маша сидела-сидела и не выдержала: «Ну всё, стоп». Я ей: «Маша!». Она: «Ну, я же сказала «стоп». Оказывается, надо было уточнить, кто останавливает съемку.
- Вы сами с Машей занимаетесь или отдали в кружки?
А.М.: Кружков нет, да мы и сами не занимаемся ничем особенным – мне кажется, у ребенка, прежде всего, должно быть много игр, много читать, лепить, рисовать, вместе готовить, петь песенки, постоянно разговаривать — всё обыкновенно.
Несколько дней назад мы ездили в Питер, у Сережи там были съемки и спектакль. Маше постоянно умилялись иностранцы в гостинице – она такая светленькая, голубоглазая, очень им нравится. Говорили ей: «Hello». И в один момент она тоже им в ответ: «Hello». Я думаю: «Ничего себе! Маша, а что это значит?». «Здравствуйте». Сообразила сама по контексту. В целом, я замечаю, что у Маши с опережением идет развитие, но это происходит естественным образом, так в ней заложено природой.
- Сергей, а какое у вас любимое совместное занятие с Машей? Ходит ли она к вам в театр на спектакли? У вас же сейчас как раз в разгаре Большой детский фестиваль, который вы возглавляете. Как родилась эта история?