- «Заповедник» — экранизация одноименного произведения Довлатова. А тем, кто его не читал, как бы вы рассказали, о чем это кино?
А.М.: Для меня это с самого первого прочтения лет в 13 осталось историей любви. Непростых отношений в семье – у многих такие. Но непростые отношения не означают, что нет любви. Глядя на главных героев в этой истории, ни секунды не сомневаешься, что они не могут друг без друга.
С.Б.: Неслучайно повесть посвящена жене и именно над линией Тани Сергей Донатович работал дольше всего. Если читать его переписку с редактором, можно увидеть, что он был именно ею долго недоволен, писал, например, «героиня ожила процентов на 30». Вся рефлексия главного персонажа, неуверенность в себе, неуверенность в нужности того, что он делает, накладывается сверху. А основная линия – любовь и семья.
- Нет ли в этом мысли, что талант и семейное счастье не совместимы?
А.М.: Мысль неплохая, но повесть, конечно, не про это. У нас нет темы «любовная лодка разбилась о быт», нет ее и у Довлатова. Просто у человека нет ответа: а нужно ли еще кому-то то, чем я занимаюсь? И это вопрос к самому себе. Любой с этим сталкивается. Неважно, в какой профессии. На этом, мне кажется, зиждется кризис среднего возраста, когда тебе очень остро необходимо понимать, что то, чем ты занят, нужно другим людям. И если нет возможности получить хоть какой-то ответ извне, то начинается разлад с самим собой.
С.Б.: Почему мы герою поменяли профессию по сравнению с книгой? До тех пор, пока он был писателем, невольно все считывали прообраз самого Сергея Довлатова и не могли поставить под сомнение, нужна его литература или нет. Но как только мы сделали героя музыкантом, всё встало на свои места. Хорошо он справляется со своим делом или нет, неизвестно, он никак не может пробраться в публике.
- У вас бывали подобные моменты неуверенности? Как поддержать себя, когда сомневаешься, нужно ли твое дело кому-то или нет? Или делай, что любишь, а признание придет?
С.Б.: «Делай, что любишь» — вообще формула универсальная и желанная! Не всегда выпадает такое счастье – приходится и много рутинных вещей выполнять, что поделать. Но это нормально. Счастье войти в кадр и сыграть целый сериал, но перед этим надо выучить наизусть многотомный сценарий. Счастье руководить театром, работать над репертуаром, но никто не отменяет и совещаний, и битв за поддержку постановок. Всего хватает! Мне повезло в одном – абсолютно всегда я ощущал расположение зрителей, это неизменно со мной, это очень сильно поддерживает.
А.М.: Неуверенность свойственна творческим людям, пожалуй, в большей степени, чем хотелось бы. Всё очень зыбко. На каждом шаге думаешь, а будет ли и следующий шаг, случится ли вообще следующий фильм?
- У вас сейчас бывают такие сомнения?
А.М.: Конечно. Вот, например, актер уровня Сергея Безрукова мечтает сыграть Гамлета, и мне кажется, он должен это сделать. У Сережи есть замечательное решение персонажа, мощь актерская, сочетание темперамента открытого и внутреннего. Но у нас нет финансовой возможности. На данный момент, есть только одна киноработа – Смоктуновский. Но это уже история. А актуального решения нет. И получится ли его осуществить, неизвестно, потому что совершенно непонятно, кто б мог поддержать такой проект. Но я верю, что всё возможно.
С.Б.: Это правда. Чего только не бывает. Когда на «Заповеднике» нас поддержало такое количество людей, это дало ощущение, что материал востребован. Деньги были собраны в том числе с помощью краудфандинга, то есть зрители помогали. Помню, одна девочка прислала письмом сумму, написав, что с разрешения родителей отправляет нам свою премию, как лучшей ученицы гимназии. И все эти деньги пошли в работу.
- Вы общались с родственниками Довлатова?
С.Б.: Очень важными оказались слова Катерины, дочери писатели, о том, что несмотря на перенос истории в современность, чувствуется уважительное отношение к Довлатову, и он весь узнается, и самое главное, полностью сохранена любовно-семейная линия. Надеюсь, что те зрители, кто любит Довлатова, это тоже оценят. Те же, кто не читал, возможно, через нас придут к тому, чтобы купить повесть, а еще лучше сразу полное собрание сочинений, и получить большое-большое удовольствие. Это литература, которая не давит, не грузит. А местами бывает так смешно, что сидишь вечером, читаешь и в голос смеешься, какой бы тяжелый ни был до этого день.
А.М.: Да, и в картине это тоже важно. Мне кажется, у нас и в предыдущем фильме «После тебя» хватает смешного, но это была драма. Драма, внутри которой есть шутки. А в «Заповеднике», наоборот, тебе в первую очередь смешно, а во вторую уже можно порефлексировать, задать себе какие-то вопросы.
- Внешний вид главного героя сразу сложился? Все эти перстни, кожаная куртка?
А.М.: Сережа — уникальный человек, он перевоплощается на 1000%. В образе Константина он сразу стал каким-то более грузным, плечи — шире, походка – тягучей, видно, что человек выпивает.
С.Б.: Одно кольцо для героя нам делал на заказ ювелир, а все остальное — мои личные вещи. Браслеты, кожаная куртка, даже ботинки. Все это давно было у меня, просто обитало в разных местах. У ботинок подошва отклеивалась, и мы не стали ее ремонтировать — это оказалось правильным для персонажа.
- У вас в картине подобрался звездный актерский состав. Были сложности с кастингом или никого уговаривать не пришлось?
С.Б.: В образе Галины мы с самого начала видели Анну Михалкову. У нее были проблемы с графиком, потому что намечались съемки у Авдотьи Смирновой, и тот проект стоял в приоритете, а съемки совпадали с нашими. Но тем не менее, мы приняли рискованное решение и никому больше не показали эту роль. В итоге все получилось, она сыграла.
А.М.: Александр Семчев тоже представлялся с самого начала. Думали, как решать образ Митрофанова — один из самых ярких образов в книге. Как изобразить такую лень, про которую Довлатов писал, что он «не надевал кепку, а клал ее на голову». Александр оказался идеален. Гоша Куценко в роли Маркова такой классный — одновременно вечно пьяный и интеллигентный!
С.Б.: Дольше всех мы искали актрису на роль Тани, жены главного героя. Ее сыграла Женя Крегжде, которую знают зрители театра Вахтангова. Не просто знают, а обожают. Она и актриса блестящая, и красива такой породистой красотой, не банальной, ее с первого взгляда запоминаешь.
А.М.: А Митя Хрусталев, которого сейчас все ассоциируют с »Вечерним Ургантом»? Я его увидела в сериале «Временно недоступен», где снимался Сережа. Удивилась, какой он органичный, и подумала, что его надо будет где-то снять обязательно. И когда мы ему сказали, что у нас для него есть маленький эпизодик в Довлатове, он усы отрастил! Каждый из артистов привносил свое понимание образа, чувство юмора.
- А Полина Гагарина и Леонид Агутин как в актерском составе оказались?
С.Б.: Единственное, на чем основывается в романе герой в принятии себя как литератора, как говорит он сам: «люди, которым… доверяет, готовы это засвидетельствовать». В фильме нам нужны были люди из сферы музыки, которые своим появлением и дружбой с персонажем докажут, что он небезосновательно занимается своей профессией.
А.М.: Причем Леня Агутин сказал, что всегда отказывался сниматься в роли самого себя. Но на этот раз, когда Сережа позвонил, Леня откликнулся: «Я с тобой». Конечно, это магия Довлатова!
- Раз на площадке собралось такое количество людей с чувством юмора, наверняка работа без смеха не обходилась?
А.М.: Мы снимали в подъезде сцену с участием Сергея и как раз Лени Агутина. Их диалог должен был происходить на лестничной площадке. Начинаем выставлять свет и не нравится нам то, что мы видим. А лифт красивый! И решили: давайте сцену в лифт перенесем. Тут же появляется исполнительный продюсер, который говорит, что у нас согласована лестница, а лифт — нет, и если жильцы пожалуются, что мы мешаем им пользоваться лифтом, то будут правы. Я решаю: а мы на живую снимем, ничего перекрывать не будем. И вот в лифт заходит Леня Агутин и едет вниз на начало сцены, а к нему этажом ниже присоединяется жилец дома, который ведет собачку выгулять. Мужчина шокирован, но ничего не говорит. Через некоторое время он возвращается назад, заходит в лифт, а там уже — Сергей.
С.Б.: Представляете его лицо, да? Я ему – «здрасьте, вам на какой»? Тот молчит. Молча нажимает свой этаж. Едем. В конце концов, не выдерживает и выдает фразу абсолютно в духе Довлатова: «Ну, я бы пригласил. По такому поводу у меня дома хранится прекрасный ананас!». Наверху все слышали этот диалог, так как на мне микрофон — все просто рухнули от смеха.