— Наверное, очень сложно снимать самого себя. Вы бы снялись в своём фильме?
— Я это делаю постоянно в театре. Поверьте, ставить спектакль и ещё играть в нём тоже непросто. Особенно в прогонах, когда ты мечешься из зрительного зала на сцену, смотришь, как работают твои партнёры, а потом должен быстро вскочить в свою сцену, отыграть. Нужно следить за партнёром и в то же время абстрагироваться, постараться увидеть происходящее на сцене как бы со стороны.
Я проверяю мизансцены в голове, мысленно ухожу на общий план. Так представляешь себя маленьким, ходишь по мизансценам, расставляешь фигуры, как в шахматах, и понимаешь, как это будет выглядеть.
Это очень сильно развивает мозги. Но сложно, особенно когда уже забываешь, что ты режиссёр, и занимаешься своей ролью. Здесь нужно переключиться, не следить за партнёром на сцене, а самому играть. Потому что, играя роль, ты живёшь этим персонажем.
Что касается кино, я думаю, там проще, потому что есть мониторы, можно посмотреть дубль.
Так что, думаю, тут вопрос времени и занятости. Сейчас ещё из-за пандемии был простой, много проектов переносилось. Теперь всё вернулось, навалилось, и, честно говоря, найти окошко будет очень и очень сложно. И театр по-прежнему остаётся.
— Недавно в Москве как раз была снята часть ограничений. Залы теперь могут быть заполнены не на 25%, а на 50%. По вашим ожиданиям, эти послабления смогут в значительной мере улучшить финансовую ситуацию в Московском Губернском театре?
— Конечно, 50% лучше, чем 25%. А ещё лучше 100%, но сейчас хотя бы так.
В театр идут те, кто хочет, и даже если делаешь дорогие билеты, человек, который захочет, найдёт средства. Мы стараемся не завышать цены, но, думаю, зрители сами понимают, что, покупая дорогой билет, они поддерживают театр.
А как иначе? У нас огромный коллектив, у всех семьи, ипотеки, всем нужно платить зарплату. Мы можем играть бесплатно, выходить в онлайн. Но как нам тогда жить? А так — вы нам поможете, а мы — вам. Мы будем играть, ничего не бояться, выходить на сцену без масок, работать, делать вам праздник.
Когда залы были заполнены на 25%, по реакции это даже круче, чем полные. Потому что эти 25% устраивают такие овации в конце, что ты ощущаешь внутреннюю солидарность. Зрители аплодируют, с такой благодарностью говорят: «Вы не отменили спектакль, вышли играть, у вас большая постановка, и вас на сцене чуть-чуть поменьше, чем нас в зале. Тем не менее вы вышли играть для нас, и мы благодарны вам за это».
Из-за пандемии, понимая ценность жизни, мы больше занимаемся семьёй, меньше выходим на улицу. Тем не менее заставить людей не гулять, не ходить в кинотеатры, в рестораны, в театры невозможно. В этом жизнь.
Мне, единственное, было непонятно с самого начала, почему театры ограничили в этих процентах посещения, несмотря на то что работали торговые залы и метро. Где в метро в час пик социальная дистанция? Её там нет. То есть там её нарушать можно, а в театре нельзя. В театр приходят самые заразные люди? Нет, поверьте, туда идут самые здоровые люди.
Но я рад, что сейчас 50%. В некоторых регионах уже отменяют масочный режим и разрешают стопроцентную явку. И это радует, есть надежда на то, что мы опять заживём полной жизнью, а в кинотеатры и театры вернутся зрители, потому что они этого по-настоящему хотят.