Пилите, Шура, пилите!
Продюсера Александра Цекало терзали сомнения, как сделать, чтобы было качество и бюджет как в кино, а хронометраж как у сериала. И несколько лет назад он придумал "переплавить" комедийно-хоррорный проект "Гоголь" о макабрических злоключениях писателя-классика-невротика в три полнометражных фильма, которые и вышли в прокат.
Это, как ни странно, сработало очень мощно. "Гоголь" стал событием, собрал замечательную кассу и породил вот теперь еще одно окололитературное переосмысление. А Александр с тех пор обычные фильмы несколько свысока именует не иначе как "односерийным кино".
Удивительно, но эта комбинация осталась только нашей, российской — больше нигде таких кино-телевизионных циклов не появилось. Нюанс в том, что если вы идете на "Бендера: Начало", то точно знаете, что на этой части все не кончится, а придется посетить кинотеатр еще два раза, чтобы узнать, кто же в итоге будет командовать парадом.
Судьба играет человеком
Великий комбинатор в этом фильме предстает пока еще не таким великим, каким мы увидим его в "Двенадцати стульях". "Бендер" — это приквел, где нам рассказывают о становлении персонажа. На дворе 1919 год, страна переживает глобальный катаклизм, но еще пока юного Остапа (Арам Вардеванян) это не так уж волнует — он скорее ищет применения себе и своим зарождающимся суперспособностям афериста.
И здесь на первый план выходит загадочный сумрачный злодей родом с берега турецкого по имени Ибрагим-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей (Сергей Безруков) — кажется, биологический отец Остапа, но сам он этого пока не признает.
По сути, классический жанр авантюрной или даже криминальной комедии превращается в семейную сагу о принятии, причем как внешнем, так и внутреннем. Остап замечает в Ибрагиме подозрительно знакомые черты, но сам Бендер-старший, кажется, отказывается это осмыслить — до поры до времени.
Капитан Ибрагим Бендер
"Бендер: Начало" — это ни в коем случае не продолжение дилогии Ильфа и Петрова, скорее некий фанфик, навеянная фантазия по мотивам. Понятно, что книги всегда будут сравнивать с экранизациями, но вообще давно уже пора бы перестать сопоставлять произведения, созданные на разных носителях.
Фильм никогда не передаст нам те же ощущения и мысли, какие вызывал текстовый первоисточник. И уж тем более великие Ильф и Петров не будут ворочаться в гробах от выхода "Бендера".
Как ни странно, но и в отрыве от гениальных книжек о сериале самом по себе есть что сказать. На языке кинокритиков такие произведения, не вдохновленные, а напрямую копирующие другие, называют пастиш. Так вот, перед нами бодрый и наглый пастиш. В этом на самом деле ничего страшного нет: в кинематографе воровство — уважаемая традиция, здесь важно не то, откуда украли, а куда.