К списку тем

Путь актера

roza luxemburg

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

О чем можно писать в теме "Путь актера"(примерно):

-о системах обучения в современных театральных школах, о создателях систем театрального искусства;

-об интересной познавательной литературе для начинающих актеров и любителей театра;

-о путях развития и проблемах театра;

-о порядке поступления в театральный институт (училище): задаем вопросы, делимся личным опытом и полезными ссылками;

-о способах совершенствования актерского мастерства: делимся ссылками на мастер-классы известных актеров, интервью и т.п.;

-обо всём том, что прямо или косвенно связано с профессиональной (!) жизнью актеров: о поиске работы, кастингах, кинопробах, прослушивании и пр.;

-о детских (школьных) театральных студиях и кружках;

-о любительских театрах и драматических курсах для взрослых.

Добро пожаловать! :)

 

roza luxemburg

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

Почему появилась эта тема - читать здесь))

Что мы имеем на настоящий момент...

Книги, рекомендованные к прочтению:

Админ Лиана:  "Моя жизнь в искусстве", "Работа актера над собой" и
"Работа актера над ролью", автор К.С.Станиславский - там собственно
его система и описана. Ну и книжки М.Чехова есть сейчас в любом большом
книжном магазине. "Путь актера" называется. Но это довольно
специфическая литература).

Можга: Буткевич "К игровому театру": http://www.ozon.ru/context/detail/id/5946043/

Лена Калмыкова: Буткевича можно скачать здесь, только там нужно сначала зарегистрироваться. Ссылка на книгу Буткевича http://www.twirpx.com/file/573339/

 

Мастер-классы (проект "Академия театра")

-Мастер-класс С. Безрукова: Часть 1, Часть 2;

-Мастер-класс К. Хабенского: Часть 1, Часть 2;

 

Можга

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

Вау))) круто)))начинаем обучение))))))....

Анастасия Ромашкина

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

Ура! ))) Надеюсь,тема будет актуальной всегда :))

roza luxemburg

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

Я сделала попытку из он-лайнов с Сергеем Безруковым за 2008-2012 годы извлечь  основные вопросы-ответы, которые  могут быть интересны и полезны студентам и начинающим  актерам. Хотя, конечно, лучше читать он-лайны полностью :).

***

 

Вопрос: В интервью Вы говорили о том, что раньше были очень скромным, тихим и боялись сцены. Я очень много выступаю на разных концертах...В Нижнем Новгороде я , наверно, выступала практически везде. Но порой не могу справится со своим волнением, а это так мешает донести до зрителя всё что хотела и, действительно, подарить радость!) Не могли бы Вы рассказать как избавились от этого волненья или посоветовать что-нибудь мне?

Ответ: Избавиться до конца от волнения невозможно. Это происходит только в тот момент, когда тебе становится скучно, а если тебе стало скучно, то лучше уходить из профессии. Волнение должно быть. Справляться с ним — только лишь благодаря уверенности, выходить и работать, только уверенность может победить излишнее волнение. На самом деле волнительными бывают только первые минуты спектакля или выступления. Надо фокусироваться на том, что ты делаешь, и волнение уйдет.

Вопрос: Что труднее - вжиться в роль или выйти из неё потом?

Ответ: Вживаться и выходить из роли — не легко. Бывает сладкое ощущение погружения, когда ты живешь этой ролью, страдаешь, любишь, осознавая при этом, что ты живешь не своей жизнью, а жизнью героя, даже в своей реальной. Очень важно не заигрываться, очень важно выныривать. Недаром нашу профессию сравнивают с наркотиком. Никогда не пробовал, но что-то подобное наверное возникает, привыкание что ли... Но в итоге — губительное привыкание.

Вопрос: Известно, что театр - это храм, где нужно служить, но это и всегда общий план, без права на "стоп" и другие дубли, а кино - это все же детальный портрет души, но без прямого сиюминутного зрителя и с правом пересъемок. Так что бы Вы предпочли в случае постановки жесткого выбора, театр или киноплощадку?

Ответ: Можно обойтись без кино, но без театра - очень сложно. Я считаю себя театральным артистом. А кино я рассматриваю как приятный бонус, - хотя это труд тоже нелегкий, а порой тяжелейший, но безусловно приятный. Кино дает больший зрительский охват и соответственно популярности. А артисту, как бы кто ни говорил, это все равно приятно.

Вопрос: Скажите пожалуйста, при наличии способностей, огромного желания и таланта, реально ли начать актёрскую карьеру в 36 лет ? Слышали ли Вы о школе-студии ОБРАЗ? Что бы Вы посоветовали мне?

Ответ: О студии Образ не слышал. При наличии таланта - стоит попытаться его реализовывать, нередки случаи, когда человек находил себя в профессии, когда ему уже далеко ЗА.

Вопрос: Вы не раз говорили о важности заниматься любимым делом. Но как быть, если любимое дело – театр, но только к нему «охота смертная, да участь горькая»? Советчика, который бы «пророс глазами в глубину», рядом нет. Сам же с горечью ощущаешь в себе бесталанность, органическую фальшь. А время ведь неумолимо хрипит 12-ый час (Помнится, Зинаида Райх первую большую роль сыграла в 30… Но это ведь Райх, да еще и под присмотром Мейерхольда… )) В Вашей профессии, мне кажется, следует либо быть как Вы, разбухшим и распираемым от таланта, либо смиренно сойти в зал и постараться стать благодарным зрителем. Понимаю же, что бездарностей и без моей персоны достаточно на сцене, однако не могу перестать без тоски и томления ходить в театр. Подскажите, пожалуйста, как помириться со своей ребяческой мечтой в неребяческом возрасте?

Ответ: Если это - творческий кризис, когда повышенная самокритичность подавляет ощущение уверенности в своих собственных способностях, ответ один - только труд может побороть депрессию. Если же это признание самому себе в своей творческой несостоятельности, - тогда лучше уходить из профессии, и решительно. Но судить только вам, и решать только вам самому.

Вопрос: Как вы готовитесь к спектаклю и как это отличается от подготовки к съёмкам фильма?

Ответ: Подготовка самая разная. Порой надо даже элементарно выспаться перед спектаклем, как это делает Табаков. Это самое простое - чтобы силы были. Настраиваться на спектакль необходимо, только это бывает по-разному, смотря какой спектакль ты сегодня играешь. Для комедии нужно быть в хорошем настроении. Хотя нет - в хорошем настроении нужно быть всегда!) Вдохновение - вот что, наверное, нужно пытаться уловить. Для этого источником может быть все что угодно - живая встреча, интересное общение, даже погода, яркое солнышко, даже мороз - все может быть источником вдохновения, необходимого для спектакля, для роли. Новый город, новая сцена - тоже вдохновение. Почему иногда спектакли, которые идут после длительного перерыва, отличаются новизной, какой-то особой живостью? Да соскучились просто, вот и все. Дело живое.

Вопрос: Как бороться со страхом сцены?

Ответ: Не бойтесь страха сцены, он есть у каждого. Его нужно трансформировать в волнение, которое заставляет работать эмоции. Если ты спокоен, драму не осилить, а уж тем более трагедию. Любой нерв на сцене - крайне неспокойное состояние. Заставь страх служить волнению и нерву твоей роли на сцене.

Вопрос: В чем вы считаете, задача театра и задача кино? Для чего создаются спектакли и фильмы? И как вы считаете, нужно ли идти за желанием публики, нужно ли хотеть ей понравиться или надо делать то, что хочется тебе и зритель сам пойдет за тобой?

Ответ: Задача - прямо как ответчик в зале суда: правда, правда и ничего кроме правды - вот основная задача)). Конечно, о нравственном воспитании зрительской аудитории нужно думать всегда. Методы могут быть разные, но цель одна: не только для развлечения, которого сейчас полно, причем бездумного развлечения.

Вопрос: Нам говорят, что актерские и речевые тренинги очень полезны и актеры их используют в будущем. Вы используете какие-то упражнения из тренингов?

Ответ: Конечно. Речевые порой необходимы, - это часть ремесла. Как зарядка.

Вопрос: Если можно ответьте, какое у Вас зрение? В профессии актёра обязательно иметь хорошее зрение или это не столь важно?

Ответ: Зрение хорошее, стопроцентное. Но актеру его иметь не обязательно, можно играть и наощупь, особенно когда на сцене погаснет свет (трансформатор перегорел или во всем районе свет вырубили) - тогда уж только наощупь!)) Шучу)))) А если серьезно - зрение действительно вещь сугубо индивидуальная. Некоторые играют в линзах, и очень хорошо

Вопрос: Я в этом году собираюсь в Москву, поступать в театральный и не в один. У меня к вам такой вопрос: на что прежде всего смотрят мастера набирая курс, и что для вас было наиболее трудным при поступлении?

Ответ: Иногда мастера смотрят и подбирают студентов, похожих на кого-то. Этот, допустим, молодой Я, этот - молодой такой-то. этот - такой-то. Яркую индивидуальность они порой рассматривают уже изначально думая о какой-нибудь постановке на курсе. Этот будет у меня комический артист, этот лирический, этот - характерный, этот -неврастеник. При поступлении можно, конечно, читать только то, что тебе по душе, но я бы порекомендовал пробовать себя в разных жанрах - и комедия, и драма. В первую очередь, конечно же, важна эмоциональность абитуриента. Органику можно доработать, можно научить правильно держаться на сцене, быть органичным, а вот эмоциональность - это уже природное качество. Это тоже можно развивать, но обаяние, заразительность от природы, личность - видны уже сразу. Дальше уже задача раскрыть ее.

Вопрос: Какие спектакли Вы могли бы порекомендовать посмотреть, кроме как с Вашим участием?

Ответ: Рекомендую посмотреть спектакли театра "Мастерская П.Фоменко" и Студии театрального искусства Сергея Женовача.

Вопрос: Говорят, что мы учимся на собственных ошибках. Актер имеет возможность проживать множество жизней со своими героями. Помогают ли Вам Ваши роли этих ошибок не совершать?

Ответ: Безусловно. Хотя главное – не заигрываться в своих ролях, поскольку их все приходится проживать, то порой они подсознательно начинают тянуть за собой, и ты невольно начинаешь превращаться в своих героев в жизни. Это очень опасно, потому что начинаешь совершать не свои ошибки, а ошибки своих персонажей. Таких примеров было у меня много. О всех не скажу, но Есенин в свое время оставил глубокий след. Хорошо, что я не заигрался до конца. Все-таки надо проводить грань между героем, которого ты играешь, и самим собой. Да, на сцене и в кино ты другой, но в жизни – будь добр вернуться к самому себе и проживать свою собственную жизнь. А то я в какой-то момент решил даже, что и Пушкина мне обязательно надо сыграть до 37, невольно поставив себе рубеж и подводя черту. Но я – не Пушкин, и у меня своя жизнь, надеюсь, долгая:)).

Вопрос: Вы часто говорите, что у вас сильная мхатовская школа – очень хочется узнать, кто был у вас педагогами на курсе по мастерству, помимо Олега Табакова, и по речи и по сцендвижению))

Ответ: По мастерству – Лобанов, Селиверстов, по речи – Петрова, по сцен.движению – Дрознин.

Вопрос: Как Вы относитесь к, так называемой нонконформистской, культуре в театре ? Иными словами имеет ли право режиссер ставить откровенно пошлый спектакль, где со сцены выражаются трехэтажным матом , мотивируя это своей неординарностью и протестом против ханжества.Или это просто способ скрыть свою бездарность с помощью эпатажа?

Ответ: Мат на сцене не приемлю ни под каким соусом.

Вопрос: Сейчас у многих студентов сессия. А Вы, когда учились, боялись экзаменов или всегда были уверены в своих силах? И какой из экзаменов особенно запомнился или как самый трудный, или как необычный?

Ответ: У меня был интересный институт, и уж шибко необычный – театральный!:) Там мне было интересно все, поэтому и сессия была творческая. Что касается литературы, истории театра, зарубежного театра – нужно было только читать и много смотреть. Мнение, как вы сами понимаете, могло быть совершенно противоположным мнению педагога, важно было прочесть. Так нас учили. Ты можешь быть не согласен с учителем, но материал должен знать. Поэтому учиться было в принципе легко. Сцендвижение, сценречь, танец, сценбой, вокал – это были самые любимые дисциплины. Все остальное – просто читать, читать и еще раз читать.

Вопрос: Какие фильмы / спектакли Вы смотрели за последнее время и что из этого могли бы порекомендовать и что нет?

Ответ: Очень много пересмотрел сейчас фильмов, номинирующихся на «Золотого орла». Фильмы авторские – вряд ли их можно где-нибудь увидеть, но постарайтесь. Очень любопытный фильм «Простые вещи», «Яр», «Ласточки прилетели», даже «Внук Гагарина», режиссерский дебют Андрея Панина, мне понравился. Я не говорю о «12″ Михалкова, это само собой разумеющееся, смотреть надо, фильм хороший.

roza luxemburg

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

Замечательные мастер-классы от Марины Голуб и Сергея Гармаша, по моему скромному непрофессиональному мнению ))).

Мастер-класс от Сергея Гармаша: Часть 1, часть 2

Мастер-класс от Марины Голуб:  Часть 1, часть 2

Можга

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

Молодец, круто, спасибо, roza luxemburg!!!!!!!!!)))))

Можга

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

http://www.wacademy.ru/faculty/akter-teatra-i-kino/Ещё неделя набора на годовой курс АКТЁРСКОГО мастерства, мастер курса Гоша Куценко!!!!!

Лена Калмыкова

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

Продолжаю  серию "вопрос-ответ" из он лайн форумов с Сергеем, которые начала Роза.  Материал с 2004 по 2007 год.

Вопрос: Как на Ваш взгляд, необходимость погружения в образ при игре как-то отражается на психике актера? Т. е. очевидно, что каким-то образом да, мне в данном случае интересно, как Вы ограждаете свою психику от большого количества «искусственных встрясок»? Полностью вживаетесь в образ и переживаете все чувства героя «по-настоящему» или создаете внутри какой-то барьер, разделяя себя и образ?Ответ: Есть разные театральные школы, есть рациональные, есть упоение игрой, самой по себе, а я закончил Школу-студию МХАТ. Школа перевоплощения. Порой бывает очень тяжело и трудно, но другого выхода нет. Может быть и есть, но я его не вижу. Только тратиться, пока силы не иссякнут, их пока хватает, и с ума я пока не сошел.
 

Вопрос: Скажите, пожалуйста, когда Вы на сцене, насколько для Вас важна реакция зала, влияют ли эмоции зрителей, наши улыбки или слезы, взгляды на вашу игру? Или Вы полностью уходите в роль и вокруг никого и ничего не замечаете, только свет прожекторов ослепляет Вам глаза, а в зале для вас- пустота?Ответ: Не замечать зала невозможно. Если возникает реакция адекватная на спектакль, это безусловно помогает. Спектакль и зрительный зал живут одним, одной атмосферой, которую легко разрушить, и это порой бывает обидно (случай с мобильниками).

Вопрос: Как вы относитесь к режиссуре? Не хотите ли попробовать сами снять фильм?Ответ:Что касается режиссуры, я люблю режиссерские спектакли, в которых не последнее, а первое место занимает актер. Если это просто режиссерское самовыражение — не приемлю. Всё должно быть оправдано и актер должен быть живым. В режиссуре кумир — Товстоногов.

Вопрос: Как Вы считаете, актёр должен быть политически активным?Ответ: Политика и искусство — разные вещи. Но у нас в России одного без другого не бывает. Искусство ради чистого искусства у нас в России нет, оно все равно связано с идеологией. Не всегда это правильно, не всегда это хорошо. Проповедовать законы морали, равно как и воспитывать в подрастающем поколении любовь к той стране, в которой живешь, разбираться в сложнейших проблемах нашего общества, которые являются результатом политики нашего государства, — вот основные принципы искусства на сегодняшний момент. Я не исключаю оппозиционность искусства, но, в любом случае, оставаться в стороне — неправильно.

Вопрос: Как настроить себя перед спектаклем или съемкой, если играть вот ну совершенно не хочется?Ответ: Через «не хочу». Хирургу тоже иногда резать не хочется, но пациенту этого ведь не объяснишь. Есть такое маленькое и короткое слово «надо». Чтобы настроиться, надо подумать о профессии. Если ты её выбрал — будь добр соответствовать. Или тогда меняй род занятий. Может быть, в чем-нибудь другом захочется.

Вопрос:Скажите, Вы актёр школы «переживания» или «перевоплощения»? Ответ: Сейчас настало время, когда актер должен работать в технике любой школы. Для меня по-прежнему остается ближе всех мхатовское перевоплощение. Его и проповедую.

Вопрос: Я вот недавно была на спектакле «Вишнёвый сад» и там, в роли Лопахина играл Евгений Миронов и вот, мне стало интересно, как Вы относитесь к Миронову как к человеку и как к актёру?Ответ: Женя — замечательный артист и хороший профессионал. Много лет назад, когда я еще был студентом Школы-студии МХАТ, у нас были педагогические отрывки, и Женя тогда ставил со мной сцену из «Ревизора». Репетировать было дико интересно. По причине своей занятости (он тогда снимался в «Анкоре») отрывок не доделал, завершал другой режиссер. Было жутко обидно. Но через два года судьба вновь нас свела: придя в театр, я вводился на Женины роли: как на главные, так и на эпизодические. Например, роль без слов «Квартальный» всё в том же «Ревизоре».

Вопрос:Сергей, по какому принципу и на что Вы ориентируетиесь выбирая тот или иной КИНОПРОЕКТ? Ответ: Основной принцип: интересно или не интересно. Играл я такое или еще нет. Вечный поиск, вечный эксперимент.

Вопрос: Рассматриваете ли Вы такой вариант развития своей театральной карьеры? Чувствуете ли в себе желание и способность искать, находить и развивать в людях актерский талант, или Вам интереснее работать и расти над собой? Ответ: Мне бы хотелось набрать свой курс с театральном институте, и только лишь чувство ответственности удерживает меня от этого решительного, но вполне реального шага.

Вопрос: А Вы как считаете, каково место критики в искусстве?Ответ: Критика должна помогать и беречь, а не убивать и уничтожать искусство. На мой взгляд, они сейчас сами запутались в своей собственной «объективности». Критики стали главными в нашей жизни, они пытаются определять вкусы, а должно быть наоборот — искусство определяет вкусы. Нынешняя критика больше напоминает средневековую инквизицию: сами в искусство не верят, но зарабатывают на нем, прикрываясь заботой о духовности.

Вопрос: Какой по отношению к вам зритель в Москве и на гастролях, есть ли разница? Ответ: Зритель вне столицы более доброжелательный, хотя это тоже зависит от площадок в городе. Есть столичные академические театры, а есть театры, как, допустим, Ермоловский, Киноактера, Содружество на Таганке, Филиал Малого — и там публика реагирует ничуть не меньше, чем на выезде. Думаю, разница в том, что в других городах тебя ждут гораздо сильнее, чем в Москве, ибо у них нет возможности видеть тебя часто.

Вопрос: С какой партнершой(или партнером)по Вашим фильмам(либо спектаклям) Вам хотелось бы побольше поработать? И почему?Ответ: Затрудняюсь ответить. А вот с режиссером — очень хотелось бы поработать с Лунгиным, с Андроном Кончаловским, с Хотиненко, с Тимуром Бекмамбетовым. Мне всегда комфортно работать с режиссером, с которым уже я работал в какой-либо из картин.

Вопрос: «Мхатовская школа предполагает сопереживание, перевоплощение, когда ты, актер, перевоплощаешься в своего героя. И слезы мои не механистические. Это слезы моего героя и мои тоже. Даже истерика настоящая, не сделанная. И спазмы настоящие, потому что во время спектакля в какие-то моменты я не могу говорить от обиды, от ненависти.» Серёжа, что правда что только во Мхате учат так? Вы играете с актёрами закончившими разные школы, есть ли какие-нибудь сильные различия, мешала ли вам когда-нибудь разница актерских школ?Ответ: Школа мхатовская действительно великая, предполагающая жизнь на сцене и в кадре, жизнь, а не игру, но нюансов в этом — миллиарды. Это как сложная картина, в которой количество использованных красок, оттенков, тонов и полутонов определить до конца невозможно. В разных театральных школах цвета порой повторяются, все дело — в их яркости. Где-то краски чрезмерны, где-то — используются дымка, полутона. Сказать, что тот или иной художник гениальнее другого — сложно. Допустим, в живописи есть реалистическая петербургская школа, а у французов есть гениальный Моне. Кто гениальнее — вопроса не возникает. Кто кому больше нравится. Объединяет их одно — они художники. Так и актеры: если изначально договориться, в какой тональности играть, разностилья не получится. Основной закон, как и в живописи, — ты должен уметь рисовать. Надеюсь, моя образность будет понятна. Школа Станиславского является базой в театральном искусстве.

Вопрос: По каким критериям, снимая фильм по литературным произведениям, сценаристы и режиссеры выбирают в какой степени можно и нужно отойти от первоисточника?Ответ: Кино — это новое произведение, создаваемое режиссером, и он имеет право на свою собственную трактовку. Другой вопрос — классика. Я не сторонник особых новаторств в изменении текстов, сюжетных линий, например, у Достоевского, Толстого или Булгакова. Мне кажется, авторов такой величины нужно уважать, тем более что таких совершенных сценаристов, как они, в наше время вообще нет.

Вопрос: Какие фильмы «эпохи советского кино» Вам больше всего нравятся? Посоветуйте, что посмотреть молодому поколению из «классиков».Ответ: Михалков, Тарковский, Элем Климов, Рязанов, Данелия, Гайдай, Пырьев, С. Бондарчук, С. Герасимов — думаю, на первое время хватит:)

Можга

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

был вопрос мой про разные актерские школы, но я не смогла его найти....

Лена Калмыкова

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

http://www.youtube.com/watch?v=nj6pdhqMX3Y Константин Сергеевич Станиславский на репетиции спектакля "Тартюф" Мольера, 1938 год.
 

Фильм про Станиславского.

Часть 1: http://www.youtube.com/watch?v=PBq7Rxs8FYc    

 

Часть 2:    http://www.youtube.com/watch?v=8oxmVp3tOjA

Часть 3:       http://www.youtube.com/watch?v=VxF1SNNZQ08   

Анастасия Ромашкина

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

Как интересно репетицию смотреть)))Особенно,когда К.С.беседовал с актриссой:)) Аж заслушалась,но тут как на зло ролик закончился... Спасибо,Лен))))

софья шепталина

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

это замечательный актёр выдающееся личность а мне вот было бы интересно вы на данный момент зарегестрированы в каких либо соцыальных сетях если да то в каких

Админ

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

О технике актера по Михаилу Чехову он-лайн и много другого интересного)

Лена Калмыкова

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

http://www.stanislavskiy.info/sistema_stanislavskogo/39.html    система Станиславского и опыт проведения "системы" в жизнь.   Краткое описание)))

Здесь представлены тексты некоторых произведений Станиславского   http://www.stanislavskiy.info/tekstyi/37.html   работа актёра над собой; А. П. Чехов в Художественном театре

roza luxemburg

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

Спасибо всем за интереснейший материал! Я читаю одновременно и Станиславского, и Чехова. До Буткевича еще не добралась. Дюже приятное чтение, скажу я вам)). Всем рекомендую. И чаво я не актриса ?!))).

...Правда, появляется a lot of questions )). Есть шанс, что я сама найду на них ответы, дочитав книги, но шанс не 100 %-ный )) ввиду моего натуральнейшего дилетантизма в области актерского искусства )). Потому, чтобы извлечь из чтения максимальный толк)),позволю себе задать пару-тройку вопросов местным профессионалам. Ага?;))

Итак,

Вопрос первый.  Как я понимаю, обе системы - и Станиславского, и Чехова - до сих пор примерно одинаково популярны. И всё же... Большиство современных российских театральных школ какую систему предпочитают? И почему?

Вопрос второй. На практике  будет заметно то, на основе какой системы учился актер? Внимательный зритель это сумеет определить? Приведите примеры известных актеров, которые предпочитают систему Чехова и актеров, обучающихся по Станиславскому. При подборе актеров для спектакля или фильма режиссеры обращают внимания на то, приверженцем какой из систем является актер?

Прошу прощения за тупизну вопросов)).

Админ

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

1. Большинство предпочитает систему Станиславского, просто потому, что метод Чехова к нам пришел только после перестройки. Его книги появились у нас году так в 1990м, и их было не найти. А преподавать метод, который сам толком не знаешь, да еще и  на пальцах (за отсутствием достаточных тиражей книг) - не очень-то удобно. Это теперь Чехова можно найти везде. Но даже и теперь ее дают, так сказать, факультативно, насколько я понимаю. Специалистов-знатоков метода мало, потому что. А почему мало - см. выше. Хотя упражнения чеховские и в 90х уже давали педагоги. Но, опять же, - не все).

Надо сказать, что поскольку Мих. Чехов - ученик Станиславского, играл в МХТ, а потом в МХАТ-2, то их методы не так уж сильно отличаются. Они вобщем-то говорят примерно об одном и том же, а все различия только от того, что очень отличаются друг от друга и личностными качествами, и психофизикой. Станиславский - очень "земной", "вещный" человек, основательный, методично-педантичный. Не зря в какое-то время увлекся натуралистическим театром, а символизм ему не очень-то удавался. Он и к «системе» подходил с такой меркой. Поэтому она у него и СИСТЕМА, он все систематизировал, в отличие от Чехова. Его задачей было разработать такой метод, чтобы овладев им на сцене прилично выглдел даже не очень одаренный актер.

Михаил Чехов как личность был совершенно противоположным - нервным,склонным к депрессиям и алкоголизму, к мистике. Он потом увлекся эзотерикой, эвритмией Рудольфа Штайнера, и в его упражнениях актерских много штук из этой области. И к актерскому мастерству он подходил с этого аспекта. С тонкого, эфирного. Считал что любой персонаж уже существует где-то в тонком мире, и его надо просто призвать, увидеть, услышать - и скопировать. В его упражнениях много медитативного).

Ксати говоря, еще одна причина различия в системах - они создавались в разных обстоятельствах. Станиславский работал над ней в СССР, и потому был лишен возможности включать в систему некоторые вещи, которые хотел - он он например к концу жизни увлекся йогой и хотел включить в систему энергетические упражнения, но кто бы ему это позволил в стране атеистов, и кто бы это опубликовал? и он был вынужден это завуалировать, заменять термины, писал о всяких "лучеиспусканиях" и "лучевпусканиях", очень страдал из-за того, что не может по понятным причинам писать так, как хотелось бы. К концу жизни он в принципе пришел к тому же, о чем писал в Штатах Чехов. Что актер должен "излучать" всем своим телом энергетические лучи - только тогда он воздействует на публику.

Так что в принципе надо рассматривать оба эти метода как одно целое. Мне кажется, они вышли из одной точки, и разными путями, описав круг, пришли примерно в одну точку.

Да, и еще. Есть мнение, что система Станиславского - для средне талантливых. А метод Чехова сможет подходит только очень одаренным актерам. Может, так оно и есть.

Хотя, есть конечно большое различие в том, как Станислаский и Чехов описывают взаимоотношения между актером и персонажем. Станиславский считал верхом мастерства перевоплощение — когда актер как бы на время становится не собой, а этим героем. А Чехов считал, что идеальное состояние для актера — это когда есть ты, е есть персонаж, который как бы в метре от тебя, и играет ОН, а ты его видишь и копируешь, и при этом ощущаешь себя отдельным от персонажа индивидуумом. Хотя на какой-то момент, он не отрицал этого, и происходит слияние, но зазор между актером и персонажем должен быть. Чехов видимо имел в виду своего рода «медиумство». Мне кажется, что разница в общем-то мнимая. Потому что полного перевоплощения «без зазора» между актером и персонажем все равно достичь невозможно — или если возможно то эт  клиника)). Привет психушке. А разница в определениях — ну, это опять таке следствие разницы личностей, описывавших сложную кухню актерского искусства...

2. Поскольку в наших вузах не принято обучать исключительно по методу Чехова, то и заметно не будет. Тем более актер, начиная работать с профессиональным режиссером, очень быстро перестраивается на местную школу, или традицию. У любого хорошего театра с историей есть своя манера "игры", и любой хороший режиссер работая в течение многих лет с актерами тоже создает коллектив актеров, которые играют в примерно одной манере. Например, актеры Фоменко играют немного по-другому, чем актеры Табакерки. А те в свою очеред очень сильно отличаются от актеров Таганки, или актеров Ленкома. А актеры Ярославского театра им. Волкова играют тоже в своей особой манере. Это связано конечно же не с тем, что одних учили по системе Станиславского, а других - по Чехову. У них просто разные школы, т.к. они заканчивали разные вузы(Фоменки - ГИТИС, Табакерка - Ш-С МХАТ, Таганка - Щука, Ленком - ГИТИС). Потом разные режиссеры формировали лицо театра и его стиль, и т.д. Программа примерно во всех вузах одинакова.. И при выборе актеров на роль вобщем-то не имеет значения ни вуз, ни тем более система).

roza luxemburg

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

Бог ты мой, какой великолепный ликбез! Премного благодарна! Захотелось, не откладывая дела на завтрашний вечер, вновь углубиться в чтение Чехова и Станиславского ). Особенно Чехова...:) Мир фантазий, образов, мистических персонажей - мммм.... ! Актеры - счастливые люди...

 

 

 

Можга

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

О, Лиана! ты классно всё описала! 

" Так что в принципе надо рассматривать оба эти метода как одно целое. Мне кажется, они вышли из одной точки, и разными путями, описав круг, пришли примерно в одну точку."    ага, это как пути, кому как удобно, кто-то потом вообще свой путь изобретает, вернее каждый актер основываясь на этих системах находит то, что ему лучше подходит.

Вот мы например изучаем две системы. Игровую и психологическую. Психологическая это Станиславский. А Чехов он как бы ближе к игровой. Я как двоешница и супертупица могу описать элементарние вещи которые я поняла об этих двух системах.

Психологическая система, это как "четвертая стена", люди работают над ролью и в процессе репетиций они находят героя, разными путями. они пишут биографии, они пытаются найти походку, мимику, характер, и в итоге или от внешнего или от внутреннего начинают чувствовать героя, и как будто возникает связь, как будто чувства героя это твои чувства. Фраза СБ, например "Играя Ромео, я был готов разорвать Тибальта")))...и вот в такой энергетической связи в образе героя люди выходят на сцену. Они защищены. Они действуют не сами. Это герой. 

В Психологическом театре бывает что люди вообще ничего не чувствуют. Но у спектакля есть душещипательная музыка, свет, мизансцены, которые дают нужное воздействие, и даже если сегодня у тебя ничего не получилось, спектакль не "упадёт" ниже какой-то планки.

В психологическом театре люди не будут играть без зрителя. это, как говорит Сергей, в психушку надо)))

В игровом театре всё идёт по принципу игры в футбол, например. Если ребята играют в футбол во дворе, им не нужен зритель. Они сами получают удовольствие, они познают что-то, учатся. Но зритель, как на стадионе например вовлекается в действо и дополняет общую картину. И еще в игровом театре актер выходит на сцену не в образе какого-то героя. То есть "центровка" на внутри. Герой находится снаружи. И есть две как бы фигуры. Актер и герой. Актер как разказчик, как проводник говорит о герое. И в точке основного события он сливается с героем. И актер становится героем. И это происходит как бы естественнее чем в психологическом театре. Поэтому в игровом театре экономится и не так разшитывается нервная система))...В игровом театре есть предмет игры. как мяч. это какая-то идея главная, то ради чего выходишь на сцену.    В психологическом тоже есть. Но в игровой форме часто играют те произведения, которые психологически не возьмешь. Например Гамлет, как ты психологически поймешь человека у которого умер отец и он видит его призрак! невозможно понять и пропустить через себя. тогда ты выносишь центр. гамлет отдельно и ты отдельно...))....мдяяяя......прочитали бы это те, кто меняч учил и сказали бы, учили учили, а девочка так и осталась тупааааая)))))))))))))))).....просто я как супертупая запомнила какие-то основные вещи...   а всё остальное где-то в тетрадках завалялось....

Иногда я вообще не различаю систему....иногда различаю....иногда...просто не заморачиваюсь))))))))))))....

но вот например у нас была такая поговорка "накинуть образок")))....так в шутку))но это чисто ппихологическийприём))... причем "школы перевоплощения".....   

Всё, блин, молчу, а то всё тупее и тупее мои рассуждения))))))))....

Админ

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

Можно если есть время посмотреть мастер-классы известных товарищей.. Смелянский много говорит про Станиславского и Чехова, кажется про Чехова говорил и Юрский, он любит его метод. Очень интересно о театре говорит Женовач, рекомендую..

Мастер-класс Льва Додина 2009 г.

Мастер-класс Сергея Юрского

 

 

Мастер-класс Леонида Хейфеца

Лекция Анатолия Смелянского

Лекция Алексея Бартошевича

Мастер-класс Камы Гинкаса

Мастер-класс С.Женовача

Мастер-класс Калягина 2010

Лекция А.Смелянского (2010 г.)

Лекция А.Смелянского 2011

Лекция Бориса Любимова 2011

Мастер-класс С.Женовача 2011

Мастер-класс Л.Додина 2011

Админ

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

Иногда я вообще не различаю систему....иногда различаю....иногда...просто не заморачиваюсь))))))))))))....

Зритель в зале уж точно ничего не различит, где актер, где персонаж, где они сливаются  - обычный, не профессиональный зритель. Игровой театр - это конечно сложно. Не для всех). Не каждый актер потянет и не каждый зритель. И в театральной среде к этим экспериментам тоже сложное отношение).

Можга

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

ага! и спектакли сложные. Сама даже порой не знаю на что зрителей пригласить в ШДИ. Лучше приглашаю в театр Стаса Намина, там всё ясно и понятно - мюзиклы.))))...

Анастасия Ромашкина

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

Ой,девчонки,как много всего интересного понаписали.... :) И мастер-классов много))) Пойду по ссылкам пройдусь)))

Лена Калмыкова

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

Лиана! Большое спасибо за видео мастер - классов!!! С удовольствием посмотрю, а по возможности сохраню себе некоторые видео))) Начну с мастер-класса Женовача. Помню, как то, на одном из он лайн форумов, я спросила у Сергея, какие спектакли он рекомендует посмотреть. Он ответил, что Фоменко и Женовача (в этой теме даже есть этот вопрос). Вот, с Женовача и начну))) Калягина и Додина тоже очень интересно посмотреть...

Я сегодня в институте была, ходила на консультацию по диссертации. Затем решила зайти в библиотеку. Вот.... Взяла две книги. Первая - Станиславского "Моя жизнь в искусстве" (первый том собрания сочинений, всего восемь томов). Там про детство, отрочество и юность Станиславского, и про его систему. Есть иллюстрации в книге. Посмотрела, очень интересно написано.  Вторая - Михаил Чехов. " Литературное наследие. Воспоминания и письма" (первый том, всего два тома). В  этой книге Михаила Чехова есть разделы: путь актёра, жизни и встречи и письма. Иллюстрации тоже включены. Из писем я бы отметила письма Чехова Станиславскому, Мейерхольду, Добужинскому, Бергстрему, и др.

Буду читать. Очень интересно.  Всегда нравилось читать больше книги реальные, чем в электронном виде. Может удобнее, а может просто привычка. Ещё думаю небольшие выписки из книг сделать, но на всякий случай, чтоб было... И если по ходу чтения, у меня возникнут вопросы, можно я у вас спрошу? Ладно? 

 

P.S.: Большое спасибо всем за тему, новую тему в этом форуме!!! Очень хочется, чтоб форум жил и дышал, чтоб мы дружили, помогали друг другу советами и не только))) Всех форумчан очень люблю и дорожу мнением каждого. Спасибо за то, что вы есть! Спасибо Лиане, что поддерживает сайт и форум! Здесь очень уютно и по домашнему тепло)))

 

 

Лена Калмыкова

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

http://mhatschool.theatre.ru/  на сайте школы студии МХАТ объявление, что с 15 по 21 октября пройдёт фестиваль актёрских школ мира : "Открытый урок. Станиславский продолжается"....

У меня возник один немного глупый вопрос. Случайно никто не подскажет, а простому смертному зрителю туда можно попасть? Или для этого обязательно быть актёром?

Админ

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

Там же есть телефон для справок)

Алёна

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

Замечательную тему создали)) Много чего интересного для себя нашла. Пойду тоже пройдусь по ссылкам. 

roza luxemburg

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

Катя-Можга, Лиана! Еще раз спасибо за прекрасный материал! Жаль, что в школах  детям не преподают основ театрального искусства. Всё это не менее важно знать, на мой взгляд, чем ту же химию.

Катя-Можга - отдельный дополнительный респект за твое мнение как практика!))

Анна Мартиросян

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

 Жаль, что в школах  детям не преподают основ театрального искусства. Всё это не менее важно знать, на мой взгляд, чем ту же химию.


 Это была бы, наверно, прекрасная школа! Ну и, точно, был бы один из любимых уроков...)

Турандот

Отправлено 5 лет назад

Войти для отправки личного сообщения

Жаль, что в школах  детям не преподают основ театрального искусства. Всё это не менее важно знать, на мой взгляд, чем ту же химию.

  Когда-то для этого советская власть, выкинув капиталистов из их дворцов, отдала здания в пользование пионерам. Кружки там до сих пор бесплатные, театральные в том числе. Появились детские школы искусств, появились школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. А химия и физика пусть остаются на своих местах, а то некоторые кандидаты в президенты сетуют на то, что если в салоне самолета пожар, то надо просто иллюминатор открыть)).

Отправить сообщение »

Вы должны войти в систему, чтобы оставлять сообщения.