Форум c Cергеем Безруковым 19 января 2006 г.

Сергей Безруков:
Здравствуйте, дорогие мои, хорошие!
Со всем прошедшим и наступившим вас! Надеюсь, сердца не обледенели в такой мороз, в нашей жизни это самое страшное («Пока свободою горим, пока сердца для чести живы?» — низкий поклон Александру Сергеевичу). Много чего свершилось, много чего произошло с тех пор, как мы в последний раз были вместе. Передать всю гамму чувств и палитру настроений — клавиша не нажмется! Ну да уж постараюсь, хватило бы времени и быстроты исполнения «нового» оператора. Родион теперь уже трудится на другом поприще:(. С праздником вас, дорогие мои! Не замерзайте, живите и будьте счастливы! А пока — жду ваших вопросов.
Теперь я понял, почему надо чаще общаться с вами:) — желающих пообщаться столько, что они переполняют технические возможности, — мы висим, друзья:)! Не прорваться, и рад бы ответить, и ответы на заранее написал. Пожелаем себе и интернету удачи!

Ответы на вопросы присланные заранее.

По фильму «Есенин».
Что касается прессы, откровенные оскорбления переносятся тяжело, это правда. В обвинениях порой мало объективности, есть откровенная неприязнь как к самому Есенину, так и ко мне лично. Приятного в этом мало. Но и особой трагедии в этом я не вижу. Всем нравиться невозможно, это абсурд, дорогие мои! Словом, конечно, можно уничтожить, чего собственно, наверное, и добивались «желтки» и др., и Ко, раздувая и без того слишком яркий скандал. Чтобы выжить, я старался закаляться сердцем. К великому сожалению, сам Есенин многим не нравился ни при жизни, ни в наше время. «Доброжелателей» у него хватало с лихвой, так что помимо признания и упоения счастьем сыгранной роли пришлось немножко «одеть терновый венец», без этого, оказывается, нельзя. Приятно было бы конечно почить на лаврах: какой Есенин душка, какая лапочка, какой он милый, какой пупсик, и тебя все за это любят и целуют? Видать, нужно хлебануть по полной, коли взялся играть Есенина, и пережить хотя бы часть той боли, которую испытывал этот человек при жизни. А муки и страдания душевные были ой-ой какие, и злобы, и ненависти, и непонимания хватало, будь здоров. Да и сейчас Есенина любят в народе, а что касается элиты и интеллигенции — они, конечно же, знают Есенина, могут процитировать, но свои предпочтения отдадут другим поэтам «серебряного века», так сказать, «с родословной». Для них он навсегда останется «мужиком». Открытые страсти, шекспировские эмоции, компот из крови и плоти — порой не для них, им бы надобно чего-нибудь потоньше, поизящнее, помудренее и потише!

Не все меня устраивает самого в фильме: и количество сокращений, и погоня за темпом, за «экшеном», за порой немыслимыми купюрами. Нельзя также забывать, что жанр истории — детектив, расследование, посему поэтому выбирали самые яркие, самые громкие эпизоды жизни поэта. Важно было затронуть и заронить сомнение в лживой, на мой взгляд, официальной версии самоубийства, тогда как я мечтал о фильме «Есенин», в котором был бы только Есенин, его жизнь — и ничего больше. А уж что касается трагической гибели, — версия убийства стала бы в таком случае более неожиданной и повергла бы в шок. Фильм носил бы характер историко-биографического кино. На Первом канале существует мнение, что историко-биографическое кино — это скучно. Что касается детектива — это наиболее приемлемый сейчас жанр для телевидения, и автоматически — для зрителя, составляющего пресловутые рейтинги. Из-за желания добиться своей цели и во имя свершения главной идеи — появления на экране поэта всеми правдами и неправдами, сделать его героем, заронить интерес к нашей истории и, самое главное, — поэзии, — пришлось пойти на уступки. Сработал жесткий и для меня не совсем приемлемый закон — цель оправдывает средства. «Есенин» все равно есть, его любовь к родине, его мятежный дух, его пугачевский характер, его боль, его страдания, его нелегкая, полная драматизма из-за бытовых проблем и неурядиц жизнь — в фильме есть. Несмотря на жесткие сокращения, стихи тоже остались. Все стихи вырезать не удалось, да и не посмели бы. Зерно сомнения в официальной версии его гибели заронили, а здесь — выбирать зрителю. Фильм задал огромное количество вопросов, дав ответ только на один: Есенин не был слабым, это личность, с которой приходилось считаться всем. Его можно не любить за слишком «русский» характер, порой ненавидеть, но подчинить его и обратить в свою веру — нельзя. Гения можно только уничтожить. «Нет человека — нет проблемы»! Но в данном случае — не просто человека.

Что касается самой роли — если на мгновение забыть, что я играл поэта Есенина, работа была очень сложной и эмоционально, и физически. Держать постоянно нерв стоградусного кипения, делать мгновенные переходы от «юной дурашливости» до состояния разрыва сердца — поверьте, очень-очень непросто. К великому сожалению, практически никто из солидных «ругателей» этого не отметил. Порой даже обидно не за себя — ну, не любят меня, ну и ладно! — но как же не заметить актерские работы моих партнеров? Уникальные актерские работы. Всех перечислять не буду, форума не хватит, но как не обратить внимания на потрясающее исполнение роли Ксенией Раппопорт????? Екатерины Гусевой??? Опасность в повторении «бригадского» дуэта была, но ведь Катя абсолютно другая в «Есенине», она абсолютно не похожа на себя! Это ли не событие?! Можно долго спорить, что Мариенгоф и Троцкий были другими, но перед Дмитрием Щербиной стояла задача сыграть Сальери — и он блестяще это сделал! Ни разу не сфальшивив! Костя Хабенский!!!!!!!!!! Костю я таким еще не видел в кино! Он не повторил себя, он изменился в кадре, сыграв тонкого, умного политика, преданного делу революции, который в любой момент может быть и иезуитски хладнокровным, и беспощадным. Да, может быть, Троцкий был сильнее, гораздо циничнее, намного лет старше, более умудренным опытом «трибуном революции» — ну и что? Да и? с ним, с Троцким-то:). Актерская работа-то куда делась при этом? И так я могу сказать практически про каждого из персонажей. Остается надежда, что фильм, разбередив зрительские чувства, надолго останется в памяти, и сохранит интерес уже не хрестоматийный и школьный, а подлинный интерес к личности Сергея Есенина и его трагической гибели. Что касается до меня — сыграть поэта невозможно. По моей части — «жизнь человеческого духа» Я не играл картинку, я играл человека. Что поделаешь, если характер у него был не из легких, и не из простых. Я МХАТовской школы, и всегда и во всем отвечал за правду чувств и переживаний — другое дело, что правда не всегда бывает приятна. Но в то же время — без этой правды до конца понять и разобраться в творчестве гениального поэта — невозможно. Мне самому не хватило спокойного, лиричного Есенина, — на это в детективе просто не хватило сценарного места, а если что и было — то во многом пропало под ножницами. Я надеюсь, что при повторном показе, если таковой случится, я сумею убедить руководство Первого канала многое вернуть, но это только лишь моя мечта. Это касается также и DVD-версии.

Говоря о стихах, имеется в виду сборник «Серебряный ветер» — его уже действительно нигде не найдешь. Только если у кого-то переписать. Я, к сожалению, правами на него не обладаю. Есть у меня мысль создать свой, уже новый диск, где бы я спел свои песни на стихи Сергея Есенина (таковых немало, в том числе и в фильме они есть), и просто почитал. Тем более что дефицит в стихах есть и в фильме.

Сцена на вокзале важна была только лишь потому, чтобы показать контраст между молодым начинающим поэтом — и признанным мэтром, каковым он стал в конце фильма. В сцене на вокзале есть дурашливость: «Милый, милый, смешной дуралей»? Убыстренной кинопленки поначалу не было, и, как вы сами понимаете, чаплинского хода — тоже. Эта оригинальная идея возникла у режиссера, дабы спасти отснятый материал. Ведь под те пресловутые ножницы подпадал и приезд, и встреча с Блоком, с Клюевым, салон Гиппиус, вплоть до разгрузки раненных в 1916. Без этого важного этапа в жизни Есенина мы не представляли себе начала картины, — а формат диктовал 52 минуты. Как хотите, ребята, так и крутитесь! Многое пришлось вырезать, но не все: придумка с кинохроникой стала просто чудесным спасением в создавшейся для творческих людей страшной ситуации. А куда деваться:)?

По «Мастеру и Маргарите»

По 10-балльной шкале оценок я бы поставил твердую 5, и только лишь благодаря актерской игре. На чудеса, который необходимы в этой истории, так чтобы аж дух захватывало, — ни желания, ни средств, я полагаю, не хватило. Кабы всю глыбу сказочных превращений и чудесной компьютерной шедевральной графики «Дозора» отдать «Мастеру»! «Мастер» был бы не просто культурно-просветительским фильмом, — а потрясающим событием в мировом масштабе.

«Страсти Христовы» мне понравились. Страдания Христа здесь переданы наиболее реально и они передаются в зал. Мне кажется, это важно.

На все остальные вопросы постараюсь ответить он-лайн.

Жекa:
В замерзающую Москву из околевающего Питера)
Серёжа, дорогой наш, хороший, здравствуйте!)))
Надо ли говорить, как все рады снова приветствовать Вас здесь!
Как славно, что Вы не забываете про обратную связь и не отворачиваетесь от “vox popula”!
Сперва пожелания!
Пусть в этом году продолжают сбываться Ваши замыслы, мечты и надежды!
Пусть будет много интересных творческих идей и ярких впечатлений!
Пусть на работе Вас всегда окружают надежные и доброжелательные люди, а семейная жизнь всегда будет полна светлой радости и умиротворяющего уюта.
Пусть во всем будет достаток и гармония!
(голос из зала: И пусть поскорее станет тепло!)))
Теперь вопрос.
Помнится, Вас уже спрашивали, не собираетесь ли Вы когда-нибудь заняться «педагогической деятельностью». Тогда Вы ушли от прямого ответа…))) И всё-таки, в принципе, рассматриваете ли Вы такой вариант развития своей театральной карьеры? Чувствуете ли в себе желание и способность искать, находить и развивать в людях актерский талант, или Вам интереснее работать и расти над собой? (Хотя, может быть, одно другому и не мешает?…))) Понятно, что Вы, наверное, «еще слишком молоды», чтобы думать об этом… Но все-таки, можете ли Вы сказать, что не отметаете категорически такую мысль?
(Вопрос на самом деле совсем не «чисто теоретический»: учеников-то Ваших будущих нам уже сейчас надо воспитывать!)))
Еще очень хочется чиста по-человечески спросить: как Вы переносите эти ужасные морозы??
Как всегда, ждем с нетерпением к нам, на берега Невы!
С неизменным уважением,
Евгения,
Питер

Сергей Безруков:
Околевающим берегам Невы от покрытого инеем и окоченевшего форума и морозостойкого Безрукова:
Мне бы хотелось набрать свой курс с театральном институте, и только лишь чувство ответственности удерживает меня от этого решительного, но вполне реального шага. При обилии работы и при той занятости, какая на данный момент есть, мне бы было стыдно смотреть в глаза моим брошенным ученикам. Ведь ученик всегда надеется, всегда ждет. Обмануть ученика — все равно что обмануть ребенка. Ведь ребята придут учиться, а не за автографом. А при моей занятости я могу им только расписаться в зачетке, а это уже, друзья мои, не учеба. Такого отношения профессия не терпит
Морозы переношу нормально, моя машина — хужее:)

Этуаль:
Здравствуйте, Серёжа!
Во-первых, хочу поблагодарить Вас за последние работы. Мы, Ваши поклонницы и поклонники, конечно же, поддержали бы Вас, даже будь это не самые удачные роли, как это пытались представить некоторые настырные критики. Но, слава Богу, всё не так. Думаю, это новый и очень важный этап в Вашем творчестве и хочется пожелать, чтобы удача сопутствовала Вам всегда.
В связи с информацией о Вашей, Сергей, встрече с Эмиром Кустурицей у меня возник вопрос:
что это, режиссёр Кустурица проявляет интерес к актёру Безрукову, или будущего режиссёра Безрукова интересуют секреты мастерства маэстро Эмира?
Лишнее, наверное, спрашивать, но я всё-таки спрошу: как Вы относитесь к его творчеству?
Недавно прочитала интервью Ирины : «Я не „мужняя жена“». Очень понравилось. Ира замечательная рассказчица!
На предложение Родиона — «У тебя столько историй интересных. Пора уже за мемуары садится» — Ирина ответила полусерьёзно… Сергей, а как бы Вы отнеслись к тому, если бы Ваша жена вдруг засела за мемуары?))))))
Спасибо!
Ольга, Израиль

Сергей Безруков:
Что касается Кустурицы — это была просто встреча, совершенно неожиданная, и тем самым уникальная. Творчество его всегда было мне интересно — оно живое, оно настоящее. В его фильмах кипят страсти человеческие, в их казалось бы, на первых взгляд, простоте и не такой уж эстетской вычурности есть огромнейшая глубина. Он по-настоящему самородок. Я узнал, что он очень любит русское кино, особенно ему нравится «Андрей Рублев» Тарковского. А когда я услышал, что ему нравится Василий Макарыч Шукшин — тут я был просто поражен! Эмир сказал, что Шукшин ему очень близок. А ведь и правда — есть что-то в кустурицевских народных типажах шукшинское, — искренние, простые, обаятельные, нелепые, смешные, трогательные, ранимые, пронзительные, трагичные человеческие судьбы.
Насчет мемуаров — я подумаю:).
Сергей Безруков:
Дорогие мои, сервер завис. Придумать что-то сложно, я и рад бы отвечать на вопросы, да не имею возможности. Дорогие мои, вас слишком много. За это, конечно, огромное спасибо, это, конечно же, очень и очень приятно, но проблема с форумом серьезная. Технологи проекта Театр.ру помочь ничем не могут.
«Общение» под угрозой! Но если что — катастрофы в этом никакой нет. Мне распечатают все ваши вопросы, и в ближайшее время я постараюсь на них ответить!
Искренне ваш, Сергей Безруков. Пока не прощаюсь, пока надеюсь.
Сергей Безруков:
Всем-всем-всем!
Окинув взглядом всех желающих пообщаться со мной и испытывая жуткое техническое затруднение, заранее прощаюсь. И, тем не менее, благодарю вас всех за внимание, спасибо-спасибо-спасибо! К сожалению, время, которое я специально отвел для форума, подходит к концу. К сожалению, вынужден проститься. Но обещаю через администратора сайта в ближайшее время, насколько позволит мой график (смотрите главную страницу) и репетиции «Мертвых душ», — вывесить все ответы на вопросы сегодняшнего форума.
До встречи в феврале!
По-прежнему искренний и трудолюбиво-работящий (вспоминая свои крестьянские корни),
Ваш пахарь,
Сергея Безруков.
Счастливо! Одевайтесь потеплее, а лучше грейтесь вместе, а лучше по двое, подготавливая тем самым чудесный день всех влюбленных 14 февраля. Не дайте себе засохнуть и замерзнуть в эту лютую стужу!

К списку форумов