ЗАПОВЕДНИК

Лирическая комедия
по мотивам повести Сергея Довлатова

Россия, 2018, 16+

Производство: Кинокомпания Сергея Безрукова

Фильм по мотивам повести Сергея Довлатова «Заповедник», действие которой перенесено в наши дни. Константин — автор песен и виртуозный гитарист, сбегает от накопившихся проблем в заповедник «Михайловское». Костя давно лишился всех способов заработка, почти отчаялся быть услышанным и живет по инерции, часто налегая на алкоголь. Жена и дочь собираются уезжать в Канаду, а в голове бесконечно крутятся вопросы: что именно пошло не так? Как это исправить? Нужно ли вообще кому-то моё творчество, или я сам убедил себя в этом? Возможно, у Константина и достаточно сил, чтобы попытаться всё изменить, но он сильно сомневается, что есть, ради чего и ради кого стараться. Тем не менее, Заповедник – на то и Заповедник, чтобы собраться с мыслями, разбить минное поле собственной жизни на участки и приняться за работу.

Режиссер: Анна Матисон
Продюсер: Сергей Безруков
Сценарий: Анна Матисон, Тимур Эзугбая
Оператор-постановщик: Сергей Трофимов

В ролях: Сергей Безруков, Евгения Крегжде, Анна Михалкова, Гоша Куценко, Александр Семчев, Мария Богданович, Дмитрий Хрусталев, Виктор Бычков, Соня Евстигнеева, Ярослава Дегтярева, Александр Тютин, Полина Гагарина, Леонид Агутин

Над фильмом работала слаженная команда, многие члены которой участвовали в других проектах Кинокомпании Сергея Безрукова. Это седьмая реализованная совместная работа Анны Матисон и Тимура Эзугбая, а также четвертый совместный фильм Анны Матисон и Сергея Безрукова. Впервые Анна Матисон работает с оператором Сергеем Трофимовым.

Сергей Трофимов – оператор, уже ставший своего рода легендой в российском кинематографе, человек с колоссальным опытом и редким художественным вкусом. Из тех профессионалов, которых по праву называют «мэтрами». Создатель таких фильмов, как «Последний богатырь», «Гоголь. Начало», «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Монгол», «Ирония судьбы: Продолжение» и многих других.

О ПРОЕКТЕ

Хотя во многом фильм основывается на повести Сергея Довлатова «Заповедник», это самостоятельное произведение, к которому применимо определение «по мотивам». Некоторыми проза Довлатова часто воспринимается как исключительно биографическая, но, конечно же, все понимают, что нельзя ставить знак равенства между писателем Довлатовым и героем повести, хотя искушение очень велико. Борис Алиханов — не то же самое, что Довлатов в Михайловском. Чтобы максимально подчеркнуть самостоятельную ценность персонажа, авторы решили перенести действие в современность и сменить поле деятельности героя с литературы на музыку, уйти от внешнего сходства.

Сергей Безруков, продюсер, исполнитель главной роли:

«Я не играл Сергея Донатовича Довлатова, мне не красили волосы в черный цвет, не подбирали массовку ниже меня ростом, чтобы я казался огромным. Читал, но намеренно не слушал его интервью, чтобы не «снимать» его интонацию. Я создавал совершенно отдельный образ. Что мне хотелось – так это, во-первых, передать ощущение жизни, из которой не знаешь, как выгрести, а, во-вторых, выстроить характер человека талантливого, склонного к рефлексии и самоиронии. Человека, который не может загнать свое творчество в рамки, выставляемые людьми, от которых зависит принятие решений».

Фильм – попытка понять, что небезразлично не только поколению 35+, но и молодежи – ведь им всё равно на эпоху, которую они не знают и не чувствуют.

Анна Матисон, режиссер, сценарист: «Проведя многочисленные встречи с молодежью, мы вычленили то, что действительно вызывало отклик – это тема любви и это тема нереализованности, страха, что ничего уже получится. Последующие читки сценария только подтвердили правильность выбора тем. Что касается любовной линии, неслучайно она так трогает в повести. Довлатов долгое время работал над женским персонажем, был недоволен, переписывал. Вот что он писал Игорю Ефимову:
«Я знаю, что жена в «Заповеднике» самое слабое место, и главные переделки идут по этой линии».
И позднее:
«С «Заповедником» все … не безнадежно. Героиня ожила процентов на тридцать»
И наконец:
«…Посылаю вам «Заповедник» <…> голоса, картины и лица, что-то вроде панорамы деревенской жизни, есть, наконец, какая-то любовная история».

В кино попытки объять необъятное часто проваливаются. Литературный источник всегда будет больше во всех смыслах, там будет больше линий, акцентов, тонкостей, чем может вместить в себя фильм. Именно поэтому, из нескольких линий, выведенных у Довлатова, картина сосредоточилась на теме нереализованности (оказалось, что государство и цензура в этом контексте удачно меняются на рыночные отношения) и теме любви.

Как в любом классическом произведении, в «Заповеднике» есть вневременные темы, характеры, поэтому не было сомнений, что сюжет органично переносится в современность. Это очень частый прием, используемый и в театре, и в опере, и в кино при адаптациях классической литературы (Островский, Шекспир, Пушкин, Чехов – список огромен). Проза Сергея Довлатова, несомненно, уже стала классикой.

Крайне сложно говорить о писателе в категориях «плохой, хороший» – без разъяснений, что же именно он пишет, если только это не биография реального автора. Писатель Борис превратился в рок-гитариста Костю, в результате чего проблемы стали видимыми и слышимыми в прямом смысле. Эти проблемы знакомы не только творческой личности, а вообще любому человеку: «Есть ли мне что сказать? Что я хочу сказать? Понимают ли меня окружающие? Принимает ли меня моя жена?» Как писал сам Довлатова: «Я хотел изобразить … человека, проблемы которого лежат в тех же аспектах, что и у Пушкина: деньги, жена, творчество и государство. И дело отнюдь не в способностях героя, это как раз неважно, а в самом заповеднике, который трактуется наподобие мавзолея, в равнодушии и слепоте окружающих, «они любить умеют только мертвых» и т. д.»

Наследники Сергея Довлатова предоставили исключительное право на экранизацию культовой повести «Заповедник», полностью поддержали оригинальную концепцию проекта.

Одним из лучших экспертов по прозе Довлатова можно считать Александра Гениса, и он писал, что «Довлатов изображает Заповедник русским Диснейлендом». Именно этого ощущения хотели добиться создатели. Построено большое количество декораций, чтобы создать настоящий парк для проведения фестиваля «PUSHKINWORLD». Введение в сценарий такого международного фестиваля сразу позволило разыграть все действие в яркой, красочной среде.

Анна Матисон, режиссер, сценарист: «Увидев, как проводят в Заповеднике праздники, как выставляют на большой поляне огромные буквы «ПУШКИН» наподобие надписи «HOLLYWOOD», мы поняли, что это наш путь. Воссоздали в одном из парков Москвы точно такую же поляну, построили точно такие же буквы и дополнили декорацию другими объектами в этой же стилистике, использовали Пушкинские символы».

Впервые получено разрешение снимать художественный фильм в интерьерах настоящих музеев — усадьбы Михайловское и Тригорское. В фильме зрители увидят не вымышленные декорации, а смогут буквально побывать в Заповеднике.

К списку ролей в кино