ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН

Киноновелла по мотивам стихотворения А.С.Пушкина
В рамках образовательного просветительского проекта «КИНОПОЭЗИЯ»

Сценарий — Анна Матисон
Режиссер — Анна Матисон
Оператор — Серж Отрепьев

Производство — Кинокомпания Сергея Безрукова, Творческое объединение «Кедр»

В ролях:

Сергей Безруков, Карина Андоленко, Сергей Куницкий, Андрей Сорока, Сергей Бурлаченко

При поддержке Министерства культуры РФ, Министерства Обороны РФ

Сюжет новеллы связан с событием времен Первой мировой войны. Главный герой новеллы в исполнении Сергея Безрукова — летчик, который гибнет, совершив воздушный таран и уничтожив самолет противника.

Сергей Безруков:
«Мы взяли за основу исторический факт, подвиг, совершенный во время Первой мировой войны. Многие знают про воздушные тараны времен Второй мировой, но первый таран был совершен еще в 1914 году. Я играю образ собирательный, человека вымышленного, но он очень похож на тех отчаянных, смелых романтиков, которые служили тогда в авиации и каждый день рисковали жизнью. Мы пошли дальше и решили показать не ежедневный риск, а осознанный подвиг, когда воздушный таран совершался ценой жизни, но это спасало жизни тысяч людей. А значит, выбора быть не могло. Нам показалось, что пушкинское стихотворение совпадает с внутренним ощущением этого летчика, когда он мысленно прощается со своей женой, со своей жизнью.
В фильме снялись и актеры Московского Губернского театра: Карина Андоленко сыграла жену летчика, а Сергей Куницкий, Сергей Бурлаченко и Андрей Сорока — сослуживцы моего героя. Сейчас редко встретишь лица, о которых можно сказать: да, это лицо начала 20 века. А эти ребята, помимо того, что они хорошие актеры, — как будто с фотографий того времени, даже без грима».

Анна Матисон, сценарист, режиссер:
«Стихотворение «Храни меня, мой талисман» – очень возвышенное, если не сказать пафосное («пафосное» — в хорошем, первоначальном смысле слова), в нём заложены мощные символы. Сперва была мысль интерпретировать стихотворение на современный лад, сделать экранизацию на примере какой-то любовной истории, происходящей сегодня, чтобы подчеркнуть вневременность самой поэзии. Но при попытках написания зарисовок из частной жизни получался диссонанс этого самого частного и возвышенности стихотворения, — всё выходило несколько сентиментально, в этом была какая-то фальшь. Тогда возникла идея развернуть личную историю на большом историческом фоне, – и всё встало на свои места. Патетика стихотворения сразу стала совершенно органичной. По крайней мере, для меня это так. Для сюжета я искала истории времён Первой мировой войны, связанные с сознательным самопожертвованием. Выбор пал именно на авиацию потому, что это было новейшее подразделение войск, летчиков было мало, самолеты были столь несовершенны, что летать в них уже само по себе было риском. По-моему, в этих войсках служили очень романтичные люди, – и это соответствует духу поэзии. В каждом лётчике был заложен герой.
Талисманом для Пушкина являлся перстень, — у этого перстня очень интересная судьба. Мы же чуть сдвинули образ в сторону обручального кольца. Безусловно, именно обручальное кольцо в наши дни для многих будет таким же важным и узнаваемым талисманом».

Чтобы показать в киноновелле 1914 год, были использованы воссозданные исторические костюмы, создатели привлекли к съемкам реконструкторов. В фильме можно будет увидеть и один из экспонатов Музея авиации в Монино – самолет сопвич, единственный в мире сохранившийся настоящий триплан, именно на таких самолетах летал знаменитый летчик Петр Нестеров.

«Кинопоэзия» — программа федерального масштаба, направленная на привитие интереса у школьников и студентов к изучению поэзии, а также на возрождение жанра кинопоэзии — искусства, соединяющего поэзию и кинематограф.

К списку ролей в кино