Сергей Безруков: Ради съемок в фильме по мотивам довлатовского «Заповедника» я научился играть на лопате!

Денис Корсаков, 23.08.2017

«КП» побывала на съемочной площадке картины «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл»

Напомним, в повести Сергея Довлатова «Заповедник» писатель, изнывавший от тоски, житейских проблем и нереализованности, устраивался работать экскурсоводом в Михайловское. В фильме «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл» (действие его перенесено в наши дни) героем стал рок-музыкант Константин, виртуозный гитарист, всю жизнь мечтавший не просто играть на гитаре, а исполнять песни собственного сочинения. Но тут он успеха не добился, и путь его повторил довлатовский: алкоголь, Михайловское, экскурсии.

Ставит фильм Анна Матисон, она же написала и сценарий вместе с Тимуром Эгзубая. Анна — жена Сергея Безрукова, уже снявшая его в фильмах «Млечный путь» и «После тебя». Конечно, и в этом фильме Сергей играет главную роль (под него она и писалась), а еще выступает исполнительным продюсером.

«ИГРАТЬ НАДО АКВАРЕЛЬНО И ТОНЕНЬКО»

На площадке выстроен павильон Pushkin World: по сюжету, в Пушкиногорье проводится международный фестиваль имени поэта. В сиреневых декорациях есть и ларьки с мороженым и пончиками, и бар, и панно с кавказскими горами, на фоне которого фотографируются новобрачные (на фестивале можно сняться с артистом, загримированным под поэта, и по площадке бегает Гоша Куценко с бакенбардами). Анна тем временем рассказывает журналистам, почему решила взяться за «Заповедник»:

- Это любимейшее мое произведение, а Довлатов — любимейший автор. Давно хотелось к нему прикоснуться — хотя, предполагаю, это прикосновение будет многими воспринято болезненно. Интерпретировать по-новому Островского и Шекспира — это нормально, это даже хороший тон. Но Довлатов отстоит от нас во временном контексте не так далеко, и многие отнесутся к его экранизации ревностно…

Конечно, Довлатов гораздо объемнее фильма, фильм не может вместить в себя все, что есть в книге. Мы выбрали несколько направлений, в частности, отношения героя с женой и дочкой. Не случайно книга посвящена жене, и это, по-моему, единственное произведение Довлатова, которое все, насквозь, про любовь. И еще — про творчество, нереализованность, мучения в ситуации, когда тебя не издают. У Довлатова — по причине самого времени и цензуры. А в наши дни преградой становятся рыночные отношения.

У нас прекрасные актеры, которые понимают, что Довлатова надо играть акварельно, тоненько, ни в коем случае не превращая историю в набор скетчей и гэгов. Гоша Куценко играет Маркова, Евгения Крегжде — Таню, Александр Семчев — Митрофанова, Анна Михалкова — Галину, Соня Евстигнеева — Аврору, Митя Хрусталев — Толика.

«НАСЛЕДНИКИ ВПЕРВЫЕ РАЗРЕШИЛИ СНИМАТЬ ФИЛЬМ ПО ЭТОЙ ПОВЕСТИ»

- Это новый эксперимент, который я ставлю сам над собой: раньше я никогда не играл рок-музыкантов, — говорит Сергей Безруков. — С другой стороны, я и артистов балета никогда не играл, пока Аня во мне не увидела танцовщика — и в фильме «После тебя», по мнению многих балетных профессионалов, я сыграл вполне убедительно… В новом ее фильме я — рок-музыкант, и за то время, что мы снимаем, я уже превратился в совершенно другого человека. Мне понравилось! Правда, пришлось переучиваться: я закончил музыкальную школу по классу обычной гитары, а тут надо играть на электрогитаре, с медиатором. А в какой-то момент герой играет на лопате, из которой был вынужден сделать гитару, потому что настоящую он сломал!

Совсем недавно мы снимали рок-концерт с настоящими зрителями, их, как и полагается на рок-концерте, перло и колбасило. А живые зрители — это самая лучшая фокус-группа. Стало быть, мы все делаем правильно!

- «Заповедник» Довлатова — очень меланхолическая книга, а у вас, судя по всему, все будет куда веселее.

- Главная тема и в этой книге, и в нашем фильме — любовь. Помните финал, разговор героя с женой? «Мы еще встретимся?» — «Да, если ты нас любишь». И мы верим, что они будут вместе. В фильме много драматических ситуаций и разных потрясений, у героя остались и внутренная рефлексия, и борьба с самим собой, и переживания по поводу окружающей действительности и собственной жизненной ситуации: он музыкант, у которого проблемы в семье, который уже много лет не пишет песни, дружит с бутылкой. Но это история очень современная, живая, очень яркая.

Наш фильм нельзя сравнивать, например, с «Концом прекрасной эпохи» Станислава Говорухина (в его основе довлатовский «Компромисс». — Ред.) — там ставилась задача воспроизвести атмосферу 60-х, и она была воспроизведена прекрасно, но это ретро-кино. У нас же история, с одной стороны, новая, с другой — и довлатовский тонкий юмор, и чудесные типажи и образы «Заповедника» сохранены. Например, Валера Марков в повести был фотографом, снимавшим туристов. Но сейчас у в телефонах есть камеры. И в нашем фильме Марков, которого играет Гоша Куценко, снимается с туристами в гриме Пушкина…

Наследники Довлатова одобрили наш подход — а раньше они никому не давали разрешения на экранизацию «Заповедника». И, как нам сказали в Михайловском и Тригорском, наша группа — первая за долгие годы, кому разрешили снимать в пушкинских местах. Довлатов не очень известен как поэт, но он писал стихи — и они в нашем фильме превратились в песни. Впрочем, и рок-композиции на стихи Пушкина у нас тоже есть.

Съемки закончатся осенью, а в прокат «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл» выйдет в следующем году.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Материал на сайте издания

К списку статей


=