«После тебя» на фестивале «Кинотавр». Послесловие

14 июня

Завершил свою работу фестиваль российского кино «Кинотавр», в конкурсной программе которого был представлен фильм Анны Матисон «После тебя» с Сергеем Безруковым в главной роли. И хотя фильм не был отмечен жюри, участие в конкурсной программе главного кинофестиваля страны — уже почетно. Фильм вызвал споры, получил внимание и благосклонную оценку части кинокритиков и кинообозревателей, отметивших и фильм, и работу Сергея Безрукова. Процитируем некоторые из них.

Сергей Шолохов, «Аргументы недели»:
«Фильм Анны Матисон «После тебя» с Сергеем Безруковым, который все 2 часа не сходит с экрана, не был отмечен ни в одной номинации. Между тем актёр создаёт действительно абсолютно новый образ, перевоплощается в звезду балета Большого театра, который был уволен 20 лет назад после срыва спектакля во время гастролей в Нью-Йорке, и проживающего жизнь в провинциальном Клину, где у него студия имени самого себя – Алексея Темникова. Полученная во время гастролей травма даёт о себе знать – врачи предрекают ему паралич ног. А это для него равносильно смерти. Перед героем встаёт вопрос, что же останется после него? Дети, дом, дерево – всё это у него есть. А также есть злость на судьбу, которая так распорядилась его уникальным талантом. И он решает поставить балет, идею которого вынашивал последние годы. Он едет в Москву, в Большой театр, предлагая свою идею, сопровождаемую танцем, руководству балетной труппы, но получает от ворот поворот.
Горестный и озлобленный, не имеющий возможности сидеть, только ходить и лежать, он возвращается в Клин и пытается спастись от холода жизни в близости со своей возлюбленной, но тут происходит чудесное. Не буду спойлером, не буду рассказывать сюжет, скажу только, что его участь радикально меняется, и он обретает новый облик. Но в любом своём состоянии солнечный актёр Сергей Безруков находит для своего героя новые и точные краски. Он перевоплощается в неожиданный, новый для себя образ, и, даже поворачиваясь к нам тёмными сторонами личности своего героя, никогда не упускает из виду целое – мысль о собственном предназначении. Экипаж жюри решил оставить прекрасную работу Сергея Безрукова за бортом, в салоне ему места не нашлось. Но думаю, что зрительская любовь к артисту, впервые снявшемуся в фестивальном фильме, как-нибудь возместит ему это недоразумение».

Николай Курилов, Momenty.org :
«…сильнейшим актером хочется назвать Сергея Безрукова — за танцора балета в фильме «После тебя» Анны Матисон. Безруков создал образ настоящего гения. Легко сказать «гений», когда кино биографическое и статус исторической фигуры дан изначально. Другой вопрос — сделать гения с нуля, наделить его биографией, уникальным характером, пластикой, манерой говорить… Перевоплощение Безрукова настолько сильно, что фамилию актера сразу забываешь. На экране великий танцор Алексей Темников, настолько реальный, что трудно смириться с мыслью, что его не существовало. Фильм «После тебя» на «Кинотавре» вообще не отметили. Возможно, эта картина оказалась слишком мэйнстримной для сочинского фестиваля, и ее место там, где награждают «большое кино», например, на премии «Ника».

Валерий Кичин, «Российская газета»
«»Что ты оставишь на земле?» — заявленная тема фильма Анны Матисон «После тебя», премьера которого прошла в Сочи. На самом деле тема сложней и уникальней: фильм исследует природу таланта. Это интересно, индивидуально и потому спорно. Не по-женски уверенная режиссерская рука здесь подобна руке дирижерской: это кино прежде всего музыкальное и потому, возможно, не глянется кинокритикам — им эта стихия непривычна и, как все непонятное, кажется враждебной. (…) Думаю, картина вызовет разноречивые, в том числе и скептические отклики. Но это первая за многие годы серьезная попытка снять внятный игровой фильм о тайнах творчества и о том, чего стоит творцам это во всех смыслах небезопасное занятие. За вымышленной фигурой Темникова встают тени многих реальных мастеров с их сложной, непонятной для обывателя жизнью, — людей, невыносимо трудных для себя и других, потому что эта жизнь не оставляет места ничему, кроме искусства».

Виктор Матизен, «Новые известия»:
«…Безруков так мастерски выстраивает и ведет роль, что картина смотрится с драйвом».

Светлана Хохрякова, «Московский Комсомолец»:
«Анне Матисон важно было рассказать не житейскую историю, а то, кем был ее герой на сцене. Пришлось поставить настоящий балет. Более того, фильм послужил поводом к созданию другого самостоятельного произведения, которым заинтересовался Мариинский театр в лице Валерия Гергиева. Поставил его Раду Поклитару. Картина, конечно не типичная во всех смыслах. В ее игровую структуру внедрены реальные персонажи, в частности Валерий Гергиев. И Майя Плисецкая должна была появиться на экране, но ушла из жизни еще до начала съемочного периода. (…) Сергей Безруков работает не только как драматический артист, но как артист балета и хореограф. Только сложные прыжки за него выполняет профессиональный танцовщик. Ему удалось точно передать особую стать и повадки балетного артиста».

Елена Кравцун, «Коммерсант»:
«Достойным соперником Хабенского в номинации на лучшую мужскую роль в текущем году внезапно выступил Сергей Безруков в фильме «После тебя» Анны Матисон (по совместительству новоиспеченной беременной жены артиста) в жанре байопик о балетном танцовщике Алексее Темникове, блестящую карьеру которого сгубила травма. Темникова никогда в жизни не существовало — Безруков воплощает собирательный образ гения и неожиданно совсем этим не раздражает. Его герой, безупречный мерзавец, холодный и жестокий в своей иронии, вдруг оказывается одним из самых порядочных людей, Безруков отлично показывает эволюцию образа, держит осанку и вообще заставляет забыть, что он Безруков. Кроме того, фильм полон первоклассной классической музыки и ярких локаций (Мариинский театр, Никола-Ленивец), в кадре в небольшом камео появляется Валерий Гергиев, а балет, который ставит герой фильма, в действительности идет на сцене Мариинки в хореографии Раду Поклитару».

Денис Корсаков, Комсомольская правда»
«После тебя» — картина по-честному мелодраматичная, откровенно зрительская, и при этом в ней виден авторский почерк. (…)  эта картина — напоминание о том, что Сергей Безруков великолепный актер, которого кинематограф слишком часто использовал в не самых удачных проектах..»

 

Но самое важное: согласно независимым опросам, проведенным порталом Кинопоиск среди зрителей «Кинотавра», фильм понравился зрителю! «После тебя» получила оценку 4,3 из 5, заняв третье место согласно независимому рейтингу, уступив только фильмам «Хороший мальчик» (4,7) и «Коллектор» (4,5). А потому — до скорой встречи в кинотеатрах! Планируется, что в прокат картина выйдет этой осенью.

 

 

К списку новостей


=