«Сон разума» театр

Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.12.2015

В Московском Губернском театре поставили фантасмагорию по мотивам повести Гоголя «Записки сумасшедшего»

Титулярный советник Поприщин дожил до 42 лет, но так и остался мелким служащим, до которого никому нет дела. В реальном мире он нуль и носит шинель старого фасона. Зато в мире собственных фантазий повторяет как мантру: «Я — дворянин. Дворянин… Только достатка нет». Его амбиции тянут не меньше чем на титул испанского короля. Или хотя бы покорителя сердца генеральской дочки Софи. В его фантазиях красавица Софи стала его женой. Да беда в том, что в реале она его не замечает и даже не подозревает о его существовании. Как жить, когда тебя душит хронический комплекс неполноценности? Выхода два: сойти с ума или бежать в мир грез и видений.

«Для меня важно, что это именно фантасмагорический сон, а не бытовой театр: мне неинтересно показывать во всех подробностях, как чиновник Поприщин постепенно сходит с ума, — поясняет свой выбор художественный руководитель театра Сергей Безруков. — Мой Поприщин «спит» и видит сны. В этом состоянии сна разума и происходят все те невероятные вещи, которые описал Гоголь в своих «Записках», и даже еще более невероятные…»

Безруков в этом спектакле сразу в нескольких ипостасях. Он и автор инсценировки, и режиссер-постановщик, и исполнитель главной роли. Ему, как и Поприщину, 42 года…

Каким представляется мир его герою? Кошмарным, населенным «зелеными человечками», циклопическими киборгами, монстрами с огромными носами. Даже стол с ящиками в этом спектакле не просто бутафория, а живой организм, некая высшая функция, которая разговаривает. Подразумевается, что это и есть генерал, начальник Поприщина. Безумие, граничащее с волшебством. Иногда ему снится чистый детский сон, когда на сцену выплывает золотая рыбка. Но чаще мучают кошмары — дождь из капусты. «Я терпеть не могу вареной капусты!» — выкрикивает Поприщин — Безруков. Чтобы погрузить зал в атмосферу «по ту сторону сознания», в спектакле используют современные технические средства, живую музыку, перемещающиеся по сцене предметы, эквилибристику и акробатические фокусы. Любопытно, что все роли, в том числе «прекрасную Софи», играют мужчины. Но даже им с большим усилием дается путешествие в мире грез и фантазий главного героя. К концу спектакля актеры выкладываются на полную катушку, так что выйти к зрителям еще раз на поклон нет уже сил.

К списку статей


=