Гамлет из Чулимска

Cусанна Альперина, Российская газета, 8.05.2014

Фильм по повести Александра Вампилова оказался актуальным

Наша газета уже писала о фильме «Прошлым летом в Чулимске» по одноименной пьесе Александра Вампилова, когда шли съемки («РГ — Неделя», N 6180 от 12 сентября 2013 г.). Недавно его показали в праздничные дни на канале «Россия 1″. Действие картины перенесено в наше время, то есть на 50 лет вперед по сравнению с действием в пьесе. Главного героя — следователя Шаманова, приехавшего в Чулимск, играет Сергей Безруков. Изменился ли герой образца 2000-х? Почему произведение Вампилова о девушке Валентине (первоначально пьеса называлась «Валентина»), о ее любви к приезжему следователю, об отношениях людей в городе, где добывают большую нефть, сегодня актуально? Обозреватель «РГ» поговорила с Сергеем Безруковым.

Сергей, чем для вас важен фильм «Прошлым летом в Чулимске»?

Сергей Безруков: Важно то, что это возрождение показа классики по телевидению. Это значительно, потому что классика отличается мыслью, словом и идеями. Если уж говорить про национальную идею, то все — в классической литературе. И Вампилов — действительно классик. А поскольку он очень любил Чехова, я бы сказал, что Вампилов — это адаптированный Чехов. Для нас, для современных людей. Потому что те же самые проблемы, истории людей, взаимоотношения, метания человеческой души, рефлексия, что есть у Антона Павловича, все это на самом деле заложено и в вампиловских пьесах. И настолько глубоко — действительно, по уровню чеховская проблематика. Другое дело, что произведения Вампилова словно пересказаны другим, более доступным языком для нас сегодняшних. Вот почему, когда мне предложили эту работу, я с радостью согласился.

Был ли какой-то отклик после показа фильма по телевидению?

Сергей Безруков: Да, хороший резонанс. И роль Шаманова люди оценили. Особенно потому, что получился современный Шаманов — ведь история перенесена в наши дни.

Сейчас это модная тенденция — и не только в кино — переносить классику в современность. А если говорить о фильмах, то можно назвать и «Дубровского», и «Бориса Годунова»…

Сергей Безруков: В том-то и дело, что в случае с пьесой Вампилова, даже переносясь в современность, мы видим, что ничего практически не изменилось. Потому что Чулимск сегодня в сибирском городе, как мне кажется, ничем не отличается от Чулимска советского времени. К великому сожалению. И к счастью для нас сегодняшних, потому что все — то же самое. И люди остались такими же. Они, может быть, даже сейчас еще более искренние, если говорить о чувственности. Их цивилизация испортила, но не настолько. Вот эта первозданность, первородность людей… В глубинке встречающаяся искренность… Как у Валентины, например.

Может быть, изменился сам герой — Шаманов. Мне показалось, что в нем живет энергия созидания. Человек, который отчаялся, который сам себе говорит, что все бессмысленно в этом мире, что бороться за правду не надо — смысла нет. Но тем не менее он находится в состоянии дилеммы — быть или не быть. То есть он эдакий Гамлет из Чулимска. Человек, который приехал из города, из цивилизации. И его раздражает, что везде грязь, что посетители чайной ломают палисадник, несмотря на то, что Валентина его чинит и сажает цветы. Раздражает мировоззрение «быдлячества» и опущенности человеческой души. Может быть, Шаманов советского периода — это человек, который что волей, что неволей отчаялся и опустился. Мой герой старается держаться. Он сам в себе задавливает это состояние, что все бессмысленно. Ибо они будут ходить через палисадник всегда! Такой народ! И вот эта внутренняя борьба заводит его очень сильно. Поэтому он взрывается.

Шаманов — человек, который довел себя до такого состояния… Знаете, как бывает, когда батарейка села. Но все равно в нем случается эмоциональный взрыв. Валентина — она и есть для него источник энергии.

Встречались ли вы перед съемками с дочкой Александра Вампилова?

Сергей Безруков: Нет, только продюсеры встречались с ней. Снимался фильм очень быстро — в течение нескольких недель. Здесь под Москвой, под Звенигородом. Потому что здешние сосны очень похожи на сибирские. Чайную построили из иркутской лиственницы. Так что авторская энергетика тех мест, в которых жил и творил сам Вампилов, присутствовала на площадке.

Сергей, вы же в первый раз играете в пьесе Вампилова? Читала, что вы сетовали, мол, поиграть Вампилова не удавалось, хотя всегда стремились.

Сергей Безруков: У меня был единственный опыт. Давным-давно в театре Табакова «Табакерке» был спектакль «Анекдоты», который поставил Валерий Фокин. И там в первом отделении был «Бобок» Федора Михайловича Достоевского. А потом — в тех же декорациях — «Двадцать минут с ангелом» Александра Вампилова. И там я играл совсем небольшую роль — молодожена Ступака. Это было первое соприкосновение с Вампиловым. Не могу сказать, что это было серьезно для меня. Сама пьеса «Двадцать минут с ангелом» — уникальна. И потрясающее было исполнение. Владимир Машков, Евгений Миронов и сам Олег Павлович Табаков играли. У меня была слишком эпизодическая роль, чтобы я что-то понял.

В этот раз мне действительно посчастливилось соприкоснуться с потрясающей прозой. В первую очередь по глубине и идейности истории. Я примерил на себя Шаманова, и для меня он стал более эмоциональным, чем был написан. Времена поменялись. Если не спрашивать с самого себя, если ничего не делать в этой жизни, если ты сам не будешь терпеливо восстанавливать и что-то делать в этой стране, а кивать на других и сетовать на то, что все бессмысленно, потому что исправить это невозможно… Как говорили, население надо менять. Да нет! Надо просто работать, начинать с самих себя и не сдаваться.

Пьеса сегодня актуальна еще и потому, что Чулимск — город нефтяной, а в наши дни нефть тоже выходит на первый план. Вы не прослеживали такую линию?

Сергей Безруков: Это как раз дело жителей Чулимска. Мой герой попал туда по другим обстоятельствам. Потому что он хотел выступать за правду! За эту правду его туда и сослали, ведь он справедливо стремился засудить сына высокопоставленного чиновника. Это тоже является очень актуальной темой, поэтому пьеса и современна.

Что сейчас делает Сергей Безруков

В данный момент Сергей нигде не снимается: он решил, что пока для него важнее поднять Московский Губернский театр, художественным руководителем которого он стал не так давно. В этом сезоне в театре состоялись три премьеры.

Первую постановку — комедию по мотивам произведений А. Островского «Нашла коса на камень» — осуществил сам Сергей Безруков.

Второй премьерой стал спектакль Сергея Пускепалиса «Первое второе пришествие» по одноименному роману Алексея Слаповского.

На днях в Губернском театре с успехом прошла премьера спектакля «Прекрасное далеко» по пьесе Данилы Привалова. Третью премьеру доверили поставить молодому режиссеру Павлу Артемьеву.

К списку интервью


=