Живой гений

Удмуртская правда, 19.10.2012

Ижевск вошел в число тех городов, где удалось организовать единственный показ этого спектакля. «Пушкин» уже полтора года гастролирует по всей стране, везде собирая аншлаги и заканчиваясь неизменно: овациями встающего от избытка эмоций зала. Этот спектакль и создавался как путешествующий, передвижной: целью его авторов было показать историю Русского Поэта как можно большему числу зрителей в стране. Но дискредитированное множеством театральных «поделок» слово «антреприза» к этому проекту не липнет: блестящий актерский состав, масштабные декорации и режиссерские приемы в «Пушкине» таковы, что делают его одним из интереснейших театральных событий современной России.

Конечно, внимание зрителя будет сконцентрировано прежде всего на самом Пушкине в исполнении Сергея Безрукова. «Пушкин – гений. Сыграть его с меньшим масштабом личности невозможно, почти преступно, но Безруков играет так, что кажется – именно гения и видишь перед собой. И уже не знаешь, то ли это гений Пушкина так вдохновляет актера, то ли гений Безрукова позволяет, будто воочию, увидеть поэта, жившего 200 лет назад», — пишут об этой роли.

Для популярного актера это уже не первая встреча с образом поэта. В 2002 году в московском театре им. Ермоловой он уже играл Пушкина в репертуарном спектакле по пьесе своего отца Виталия Безрукова, «И жизнь, и слезы, и любовь», а в 2006 году исполнил эту роль и в кино – в фильме Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль». В основу нового спектакля вновь легла пьеса Виталия Безрукова. Но на этот раз режиссером стал сам Сергей Безруков (это его дебют в области театральной режиссуры). Он объединил все, что продумал, прочувствовал о Пушкине за все те годы, что ему приходилось соприкасаться с судьбой и личностью Поэта. И получился спектакль, полный страсти, горячего желания жизни и творчества, жажды любви и красоты.

Пьеса охватывает важнейший период в жизни Пушкина – от ссылки в Михайловское в 1825 году до его дуэли в 1837-м. Чтобы добиться максимальной насыщенности театрального пространства эмоциями и чувствами, которые вели поэта все эти годы, Безруков соединил жанры театра и кино и создал спектакль в необычном жанре — киноспектакль. Едва на сцене, среди стильных, будто исписанных косым почерком поэта декораций отыгрывают – страстно, на пределе эмоций – свои эпизоды живые актеры, на белом заднике появляются кинокадры поэтических, снятых удивительно красиво киноновелл. Одетые в гранит берега Невы и шпиль Петропавловской крепости, за стенами которой были казнены друзья поэта – декабристы. Безлюдная, пробирающая до костей холодом картина зимнего безмолвия над селом Михайловское. Горячий колышащийся огонь свечей, сквозь которые проступают будто просветленные лица Пушкина и Натальи Гончаровой на венчании в храме. «Мне было важно передать атмосферу настоящего венчания, поэтому мы снимали эту сцену в действующем храме», — объясняет Сергей Безруков. Да и все остальные съемки происходили в исторических местах, перенося зрителей спектакля в леденящее одиночество михайловской ссылки, сквозящий предчувствием потери пейзаж Черной речки или блеска, но и гранитной тяжести жизни в Петербурге.

И, конечно, поражает игра самого Сергея Безрукова. Его Пушкин – не забронзовевший «памятник», а живой человек, со своими страстями, то трагическими, а то и комическими жизненными коллизиями – ведь именно они были тем материалом, из которого выросла его поэзия. Пушкин в этом спектакле озорной, ранимый, страстно любящий друзей и ненавидящий врагов, острый на язык и скорый на дерзкий поступок, окруженный шпионами третьего отделения, «невыездной». Не желающий сносить унижения и готовый биться насмерть, чтобы отстоять свою честь… Гуляка, повеса, умеющий и пить, и бедокурить, но в минуты высокого вдохновения превращающийся в поэта-пророка, поэта-провидца, поэта-гения. Сергей Безруков блистательно играет и бешенство, и темперамент, и обаяние, и легкость Пушкина. «Егоза», «француз», «сверчок» — все прозвища, которые были у Пушкина, найдут подтверждение в игре Безрукова на сцене.

«Взрывной, страстный, влюбленный в свой персонаж», — захлебываясь от эмоций говорят о Безрукове в роли Пушкина зрители. Также публика отмечает мастерски написанный и сыгранный образ Арины Родионовны (Елена Силина) – это колоритная русская женщина, умеющая ввернуть сочную народную прибаутку, к месту припомнить не только сказку, но и ядреную частушку. Знатокам театра она напоминает кормилицу из шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Актерский состав в этом спектакле вообще замечательный. На сцену выходят два десятка опытных и молодых актеров, создавая атмосферу и блестящих петербургских балов, и русской деревни. Здесь даже в эпизодах мастера. Например, барона фон Геккерна, приемного отца Дантеса, в киноновелле исполнил Виктор Вержбицкий, а отца поэта, Сергея Львовича Пушкина сыграл отец актера, Виталий Безруков. Пропустить такой спектакль нельзя. И ижевчане это понимают: билеты раскупаются, как горячие пирожки.

К списку статей


=