Быть дураком — занятие для героев

Арсений Гутковский, Гатчинка.рф, 24.01.2012

Рецензия на фильм Сергея Безрукова «Реальная сказка»

Фильм «Реальная сказка» вышел в прокат в ноябре и относительно недавно появился на дисках. Сергей Безруков выступает в качестве продюсера и по совместительству — Ивана-Дурака. Режиссёр — Андрей Мармонтов. Преодолев некоторое предубеждение против Безрукова, я посмотрел.
Фильм мне понравился. Неожиданно понравился, если учесть тенденции.

А тенденции такие: всё опошлять, принижать, делать духовное материальным. Даже Питера Джексона чаша сия не миновала — вы ведь заметили, что в фильме «Властелин Колец» и энты глупые, и Денетор отдаёт совсем уж бессмысленные и беспощадные приказы, и трусливые эльфы быстренько сматывают удочки на запад. Как шакал Табаки из «Маугли». В современном фильме про старика Хоттабыча смысл сдвинут в ту же сторону.

Но в «Реальной сказке» всё как раз наоборот. Всё зло от того, что люди не верят в сказки, в чудо не верят, и, как следствие, в себя не верят тоже. Настолько, что даже сказочные персонажи перестали в себя верить. Но — чу! Обойдусь без спойлеров. Сами посмотрите, по крайней мере — советую посмотреть. Мысль эта, что верить надо, и без веры ничего хорошего не будет — тысячелетний баян. Но именно такие истины, затёртые почти до полного исчезновения, людям чаще всего приходится напоминать. Что «Реальная сказка» и делает. Просто, в лоб. Чтоб все поняли — и эстеты из Петербурга, и Санёк из Серпухова.

Сюжет пересказывать не вижу смысла.
Всё, как должно быть в волшебной сказке: зло, добро, герой, волшебные помощники. Прохождение цикла — жизнь-смерть-жизнь.

Всё — как учил дедушка Пропп. Согласно его теории, сказка — это рассказ о посвящении. Своего рода мистерия. Создателям фильма удалось это показать, за что им большое спасибо.

Кого отметить из актёров? К сожалению, особой похвалы заслуживают только актёры старой школы — Георгий Штиль (Леший) и Людмила Полякова (Баба-Яга). Их учили ещё по системе Станиславского, который считал, что все переживания героев надо найти внутри себя. А вот Леонид Ярмольник (Кощей), похоже, учился уже по системе Михаила Чехова. Ничего не имею против, он хороший актёр, и в этой роли — тоже. Но как-то без восторга. Типаж, впрочем, подходящий.  Даже удивительно для современного нашего кино, насколько правильно подобраны типажи актёров. Я, конечно, прошу прощения, но роль Кощея Леониду Исааковичу подходит, а Руматы Эсторского — нет. Как бы он ни играл.

Безруков в роли Ивана-дурака чрезвычайно органичен. Как здесь и был. Реплики его персонажа можно растаскивать на цитаты. А если над ними немного подумать, тут же вспоминается Виктор Банев из «Гадких лебедей» братьев Стругацких. Он тоже не понимал, как такое безобразие может происходить вокруг нас. И почему мы ничего не делаем, чтобы его прекратить. Интересно, что прототипом Банева был Высоцкий. Его песня «Лукоморья больше нет» звучит в кадре. И его же Сергей Безруков недавно играл. Интересные совпадения, правда?

Вообще, иногда создаётся впечатление, что фильм сделан, как реферат. По кусочку отсюда, оттуда — и получилась отличная оригинальная вещь. Тут работа актёров и оператора (замечательная, кстати), похожа на фильмы Литвиновой, там — ещё на что-то, знакомое и неуловимое. А вот музыка вначале уж слишком похожа на основную тему из «Сказки Странствий». Которая там создаёт половину настроения. Я не музыкант, конечно… может, показалось? Как Штирлицу в известном анекдоте показалось, что на него упал горшок с цветами. Может быть, музыканты мне объяснят, как это теперь называется — плагиат или постмодернизм? А если это музыкальная цитата, почему в титрах не отмечена? Я специально смотрел, там даже поставщики туалетных кабин есть.
Но не будем зацикливаться на грустном. Может быть, они нечаянно.

Очень понравилось, как поставлена сцена боя в конце. Особенно после того убожества, которое было в «Волкодаве». Красивое фехтование (если, конечно, это слово можно отнести к булаве, которой дерётся Добрыня). Без дурацких ошибок и фантастических приёмов. Реалистичные механические и анатомические повреждения от холодного и огнестрельного оружия. Раньше такое не пропустили бы в фильм, который предназначен, в том числе, для детей. Но теперь поздно пить Боржоми, они уже видели в Интернете вещи пострашнее.

А главное, после просмотра «Реальной сказки» мне в очередной раз стало стыдно, что я не совершил ничего героического. Или достаточно дурацкого. Ведь это одно и то же, правда?

К списку статей


=