Сергей Безруков в Волгограде: «Все великие люди были хулиганами!»

Ирина Ребрикова, Родной город, 12.01.2010

Звездный гость

Безруков в спектакле "Хулиган". фото А.Мирейко- Спасибо, а почему именно мне? Здесь же столько дам, — улыбаясь, Сергей Безруков передаривает букет от «Родного города» своей коллеге.

Делегация из 26 участников спектакля прибыла в Волгоград утром 8 января на поезде из Саратова. Ехали артисты в отдельном вагоне, так что остальные пассажиры поезда даже не догадывались о звездных попутчиках.

Впрочем, и спешащие к поездам прохожие не узнавали в человеке, одетом в дубленку и шапочку а-ля «братья пилоты», народного артиста России Сергея Безрукова. Никаких требований к транспорту актер предъявлять не стал и, сфотографировавшись на перроне со всей делегацией, сел вместе с остальными в автобус и отправился в гостиницу.

Поселился Сергей в люксе гостиницы «Волгоград», остальных актеров разместили в «Южной». Составить коллегам компанию в походе на Мамаев курган Сергей Безруков отказался: актер уже бывал в нашем городе, поэтому экскурсии предпочел отдых.

На сценической площадке все собрались в четыре часа. Юбилейный, двадцатый «Хулиган» репетировался, как и остальные постановки, с полной отдачей. Для костюмеров постоянно находилась работа: у артистов расходились штанины и отлетали каблуки.
Впрочем, выдержке и работоспособности актера никто не удивляется: в спектакле «Сирано де Бержерак» Сергей играет три с половиной часа со сложным гримом.

От Есенина снова к Пушкину

- Сергей, вы играли Есенина и на театральной сцене, и в сериале. Почему решили вернуться к нему в очередной раз?

- Есть много недосказанного как о жизни, так и о трагической гибели поэта. Кроме того, при монтаже сериала «Есенин. История убийства» практически все стихи оказались вырезаны, поскольку создатели сериала посчитали, что для телеэкрана предпочтительнее действие. Я спорил с ними и в конце концов оказался прав.

Я считал, что в фильме про поэта без стихов не обойтись. Есенин сам говорил: «:Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах». И не стоит судить о поэте только по циклу «Москва кабацкая», это одна сотая часть того, что он сделал.

- Тем не менее, название «Хулиган» обращает внимание именно на эту сторону жизни Есенина:

- Все великие люди были хулиганами, но хулиганство их заключалось в том, что они не боялись жизни, не стеснялись ее. Да, скандалы: Но это творческий бунт, энергия гения, которая не может держаться в рамках общественных правил! Например, Александр Сергеевич Пушкин не стеснялся писать о любви настолько чувственно, что женщины краснели при чтении его стихов. Такие люди пьют жизнь большими глотками, а мы порой цедим.

- Кто вам ближе как личность — Пушкин или Есенин?

- Знаете, иногда говорят о том, что я играл героев, похожих друг на друга. Это действительно так. Но я играл не конкретных людей — Есенина, Пушкина или Моцарта, а природу этого типа талантливых людей. Она близка мне тем, что все они были светлыми, открытыми натурами, близок азарт, присутствовавший в их жизни.

- Ждать ли нам от вас еще одного воплощения Пушкина?

- Мне бы очень хотелось, чтобы был масштабный проект «Пушкин». Фильм Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль» я рассматриваю как творческую заявку. Спасибо Наталье Сергеевне за то, что сняла это кино практически при отсутствии денежных средств, но я остался недоволен.
Масштаб личности достоин огромного проекта. В России Пушкин действительно «наше все», но в то же время существует только один спектакль «Александр Пушкин», который идет в Москве, в котором поэта играю я. Произведения по Пушкину ставят, но самого Александра Сергеевича не играют. Может, удастся сделать такой проект. Думаю, это будет художественный фильм.

«Трагедию поэта переживаю душой…»

Спектакль-мистерия «Хулиган» вырос из презентации одноименного альбома Сергея Безрукова, в котором были собраны девять песен на музыку актера и стихи Есенина, а также несколько прочитанных им стихотворений. В постановке поэзия дополнилась музыкой ансамбля «Remolino», хореографией актеров драмтеатров Петербурга и видеоинсталляциями, демонстрируемыми на большом экране позади героев.

- Первые три песни я написал в 1995 году, когда впервые сыграл Есенина. Композитором спектакля был Юрий Саульский, возглавлявший Есенинский конкурс. — рассказывает Сергей Безруков. — Он предложил мне принять участие в конкурсе, я загорелся и написал «Хулигана», «Дон Жуана» и романс «Листья падают». Те, кто слышал их, понимают, что они действительно хорошие (улыбается). Я знаю мнение окружающих, поэтому и говорю, не стесняясь. Все было записано на кассетном магнитофоне: поставил перед собой, нажал на запись и под гитару спел. Кассета, к сожалению, после пропала, может, и не дошла до жюри. Но песни я потом вспомнил.

Пока шли съемки сериала «Есенин», я написал еще три песни, одна из которых «Сыпь, гармоника». Другая песня родилась, когда я ехал в машине со съемок. Вошел домой и сказал супруге: «Ириш, послушай песню» (поет «Не бродить, не мять в кустах багряных»). Я услышал эту мелодию, она как будто сродни этим стихам: и с грустью, и с болью. Поэзия раскрывается и звучит.
С помощью этих элементов Безруков выстроил настолько психологически верную череду романов, скандалов, кабаков и прочих хулиганств, что к концу спектакля переполненный зал утонул в тишине, зрители перестали смеяться над каждым крепким словом и аплодировать каждому движению занавеса.

От сопровождаемого непонятным шепотом и то ли завыванием ветра, то ли скрипом двери монолога бегут мурашки по коже. «Сл-у-у-уша-а-ай, слу-у-уша-а-ай, — тянет Безруков скрипучим гнусавым голосом, изображая черного человека, подводящего черту под жизнью поэта.
После того как за актерами закрылся занавес, в зале вновь зазвучал голос Безрукова, читающего стихи великого поэта. Благодарные волгоградцы осыпали актера овациями. После спектакля счастливчики получили автограф народного артиста. Сергей Безруков покидал концертный зал в сопровождении охраны.

Коммерческий успех не волнует

Презентация одноименного диска «Хулиган» состоялась год назад. Интересно, что сам актер неоднократно заявлял, что не претендует на роль эстрадного кумира. И уж не ради славы и тем более не ради денег был задуман его проект.

- Поверьте, этот диск нужен мне не для коммерции, — комментирует Сергей Безруков. — Все знают мое трепетное отношение к Есенину. Настоящие зрительские овации я впервые познал, сыграв именно этого поэта.

Фото Андрея Мирейко.

К списку статей


=