«Адмиралъ»: для Хабенского и Боярской дописали интимную сцену

Теленеделя, 21.10.2009 (полная версия)

Спустя год после премьеры полнометражного фильма «Адмиралъ» на Первом канале начался показ его 10-серийной версии. О том, чем телеэпопея отличается от картины, режиссер Андрей Кравчук и исполнители главных ролей рассказали Марине КУЗНЕЦОВОЙ и Наталье НИКОЛАЙЧИК.
Первую серию телевизионной версии исполнители главных ролей и другие члены съемочной группы проекта «Адмиралъ» посмотрели все вместе в одном из московских кафе на большом экране. Это была идея Елизаветы Боярской (Анна Тимирева).

- За год, прошедший после премьеры фильма, я поняла, как сильно соскучилась по проекту, — призналась «ТН» актриса. — Ведь мы посвятили ему почти два года жизни – пробы, съемки, премьера, встречи со зрителями в разных городах России. Я обзвонила коллег – Костю Хабенского (Александр Колчак), Сережу Безрукова (Владимир Каппель), Аню Ковальчук (Софья Колчак) и многих других – с предложением собраться. Воспоминаний накатила масса! Выхода телевизионной версии я ждала с нетерпением. Ведь я так и не посмотрела ее полностью! Сериал — это уже другая история, более глубокий пласт работы. Полнометражный фильм предельно сжат и насыщен событиями, в него не вошло многое из того, что хотелось бы включить. Например, у моей героини есть сын Володя – в фильме зрители его не видели, а ведь это важная веха в жизни Анны! А вот в телеэпопее появляется большое количество важных героев и сюжетных линий, хотя время действия то же – с 1914 по 1920 год.
Я не раз повторяла, что для меня съемки в «Адмирале» – самая знаменательная работа на сегодняшний день. Например, я до сих пор ношу серебряные сережки с гранатом и обручальное колечко своей героини. Конечно, это не подлинные украшения, но они мне очень дороги.

Отпуск в китайской деревне

- В фильме сделан акцент на истории любви Колчака, но при этом в нем нет постельных сцен, кто-то, помнится, даже был разочарован этим, — улыбается Елизавета. — Могу обрадовать зрителей: в телевизионную версию вошла очень красивая интимная сцена между Тимиревой и Колчаком. Был в их жизни маленький кусочек безмятежного счастья, когда Анна приехала к Колчаку в Харбин и они провели отпуск в маленькой китайской деревне. Специально для съемок этого эпизода в Подмосковье построили домик, стилизованный под китайский. В кадре одеждой мне служит только простыня, норовящая соскользнуть. Дублерш я, разумеется, не просила. Во-первых, это часть моей работы, а во-вторых, на съемочной площадке была настолько комфортная обстановка, что я не испытывала стеснения.

- Я пришел к выводу, что человеческие чувства и отношения — это незапрограммированная вещь, — рассуждает об отношениях Колчака и Тимиревой Константин Хабенский. — Их нельзя запретить, перекрыть, уничтожить какими-то договорами, денежными знаками… Если они настоящие, конечно. Несмотря ни на какие обстоятельства, чувства все равно пробьются — сквозь любую броню, просочатся наружу даже спустя время. Историческая эпоха в данном случае не важна, как не важно, идет война или это мирное время. Всегда может возникнуть любовь, которую будут пытаться задушить всеми силами, но она устоит. История отношений Колчака и Тимиревой — как раз такая.

Любовный четырехугольник

По словам режиссера Андрея Кравчука, Константин Хабенский целых два месяца пробовался на роль Колчака.
- Меня смущало, что я заметно моложе Александра Колчака на тот момент, — рассказал «ТН» актер (в фильме адмиралу 44 года, Хабенскому – 36). – К тому же я еще не играл подобных ролей. Это был действительно стержневой, цельный человек. Но нас в меньшей степени интересовал исторический персонаж, нам важен был именно живой человек. Так что мы с режиссером и сценаристами, основываясь на исторических фактах, придумывали некий образ нашего героя. Колчак управляет людьми, понимает, что потери неминуемы, но он должен принять решение и в конце концов ответить за него собственной жизнью. Сценарий мне очень понравился изначально. Будь он более банальным, попсовым, наш альянс с Кравчуком и моими партнерами по площадке вообще не состоялся бы.
- Мне хотелось, чтобы в моем фильме Колчака сыграл именно Костя Хабенский, — признается Андрей Кравчук. – Он настоящий интеллигент, обаятельный, ироничный человек с очень умными глазами. Думаю, в итоге мы не ошиблись в выборе. В телеверсии зрители увидят Колчака — не только как адмирала, верховного правителя, научного исследователя, но и как простого человека, который хотел обычного житейского счастья. Кстати, над воссозданием истории об адмирале в двух наших параллельных проектах трудились разные драматурги. Сценарий для полнометражного фильма писал Владимир Валуцкий, а для телевизионного сериала – Зоя Кудря. В многосерийном варианте акцент будет сделан на образовавшийся между героями любовный квадрат – Александр Колчак, его супруга Софья, Анна Тимирева и ее муж Сергей Тимирев, которого играет Владислав Ветров. В фильме, который зрители увидели на экранах кинотеатров, история их отношений была дана в сокращенном варианте.

Соперница – Родина

- Я искренне восхищена работой Анны Ковальчук в этом фильме и — чисто по-женски — ее мудрой и достойной героиней Софьей Колчак, — продолжает Боярская. — Конечно, трактовать сложившуюся любовную ситуацию в жизни адмирала можно по-разному. Мы не брались детально воссоздавать историческую правду в этой части, все-таки у нас не документальный фильм. Со стороны ситуация действительно может показаться двусмысленной: Александр Васильевич до конца жизни был женат на Софье, но последний отрезок провел с любимой женщиной Анной. При этом не переставал переживать за жизнь жены и сына, он тяготился сложившейся ситуацией и не скрывал этого от Тимиревой. В этом была его честность и порядочность. Но и моя героиня никогда не оказывала давления на любимого, не требовала развода — она счастлива просто иметь возможность быть с ним рядом. Задумайтесь, ведь это в принципе нетипичная история любви, ничего подобного я лично не встречала. Но, как говорит моя героиня, у Колчака была и третья любимая женщина – Родина, и ей он тоже был предан до конца. И Софья, и Анна мирились с этой «соперницей».

Режиссер Андрей Кравчук тоже много размышлял о семейной драме генерала Колчака:

- Не стоит думать, что Софья просто так отпустила мужа к Анне. Конечно, были и ревность, и переживания. Но в то же время в этой сложной ситуации ей хватало мудрости не устраивать скандалов мужу. Она понимала, что только усугубит тем самым положение, ведь помимо личной жизни у Колчака была его служба! Я предложил Анне Ковальчук на выбор две роли – Анны Тимиревой или Софьи Колчак. Она выбрала Соню, ей этот образ показался ближе, в ней самой есть эта женская мудрость и чувство достоинства, характерные для ее героини.
И вот тогда мы принялись искать актрису на роль Анны. На пробах побывали, по-моему, все молодые исполнительницы обеих столиц. Мы построили павильон, пробы проходили в гриме, в костюме, в декорациях. Через полгода проб была утверждена Елизавета Боярская. Я почувствовал в ней что-то такое, что обещало: она сможет сыграть трепетно и преданно любящую женщину, способную пронести свое чувство через всю жизнь. В Лизе есть это чувство восторженности, легкости. И она нас не подвела, у нее большое будущее!

Хирург для Безрукова

- Когда мне говорят о том, что Безруков излишне пафосно сыграл генерала Каппеля, сподвижника Колчака, я возражаю: поймите, герой таким и был! – продолжает Кравчук. – Это был уникальный человек: мог ночь напролет кутить с солдатами, а наутро свежим и бодрым повести армию в бой. Он был фанатично предан Родине. Сережа прочитал огромное количество материалов о своем герое. Приезжал на съемочную площадку и предлагал: «А давай еще вот эти слова включим!» И очень переживал, что многие важные моменты, раскрывающие характер его героя, не вошли в фильм. Зато они будут в телеверсии. Конечно, одной из самых сложных сцен в эмоциональном плане стала ампутация ног его героя. В январе 1920 года, выводя войска из-под Красноярска к Байкалу, Каппель провалился в полынью и обморозил ноги. А поскольку началась гангрена, их ампутировали прямо в пути. То, как Каппель проваливается в полынью, мы снимали зимой под Коломной. Сергею в самом деле пришлось постоять в проруби. А вот ампутацию мы снимали уже летом под Истрой в специально выстроенной деревенской избе. На съемках сцены ампутации присутствовал настоящий хирург, он детально рассказывал Сереже, как распространяется гангрена, как происходит ампутация и что человек при этом чувствует. И Безруков очень четко все уловил и передал. В те дни стояла невероятная жара, так что сопутствующие лихорадке пот, озноб и ощущение духоты Сергею особо воображать даже не пришлось.

Жизнь без игры и блефа

Сергей Безруков признался «ТН», что до съемок практически ничего не знал о генерале Каппеле.
- В детстве я смотрел знаменитый фильм «Чапаев» и страшно переживал за красных, когда каппелевцы предприняли психологическую атаку. Черные мундиры с аксельбантами, знамя с черепом и костями – белые шли на чапаевцев, дымя сигарами… Но, по свидетельству историков, ничего подобного на самом деле не было. Каппель и Чапаев не сталкивались на фронтах. И форму каппелевцы носили совсем другую. Дело было в издержках советской пропаганды и таланте режиссеров братьев Васильевых, чей художественный вымысел стал фактом истории для нескольких поколений. Нашими героями в кино в советское время были красные, а про белых мы практически ничего не знали. Врангеля, Деникина, Колчака в фильмах представляли кровожадными, тупыми, карикатурными персонажами. Пожалуй, лишь Михаил Булгаков, написавший «Бег» и «Дни Турбиных», показал белых людьми, попросту не принявшими новой власти и оттого переживающими трагедию.
Читая материалы о Каппеле, я, по сути, открывал для себя этого человека и искренне им восхищался. Потомственный военный, он всю жизнь отдал служению России. Во время Гражданской войны красные арестовали его жену и шантажировали генерала: мол, если он не сдастся в плен, ее расстреляют. Ответ Каппеля звучал примерно так: «Расстреливайте. Жена, как и я, считает величайшей наградой умереть за Родину. А вас я как бил, так и буду бить!» А еще меня потрясло, как во время одной офицерской вечеринки Каппель с горечью произнес: «Господа, я с прискорбием сообщаю, что сегодня мы украли один день у России». Ему было неприятно осознавать, что в этот день он не сделал для Родины ничего полезного. Он был совершенно искренним, без игры и блефа. Он так жил. После ампутации Капель не оставил своих солдат, а остался в седле, только теперь рядом с ним ехал ординарец и поддерживал его. Перед смертью генерал страдал от страшной боли, но морально не был сломлен. Меня поразили последние его слова перед смертью: «Пусть войска знают, что я им предан был, что я любил Родину, любил их — и своею смертью среди них доказал это».

Имя Каппеля, которого современники считали новым Наполеоном, в советские времена не только опорочили, но и стерли из истории в буквальном смысле, – продолжает Безруков. — Его захоронили в Харбине рядом с православной церковью. Но по приказу КГБ могилу уничтожили, сровняли с землей. Однако три года назад были обнаружены схемы, по которым его останки удалось найти и перевезти в Россию. Теперь его прах покоится в Москве, на территории Донского монастыря.
Сцену смерти Каппеля мы играли в павильоне, выстроенном у дома № 5 по Донскому проезду. В разгар съемки меня осенило: это же совсем рядом с новой могилой генерала! И перезахоронение-то произошло буквально месяц назад! Аж мурашки побежали по телу. Вряд ли это было случайным совпадением. Скорее предначертание свыше. Должна же существовать некая сила, которая движет человеком.

Когда мой герой погибает, я почти умираю вместе с ним. Но когда расстаешься с жизнью в кино или на сцене, смерть – это философия, поэзия, яркая краска, а в действительности, в реальной жизни – трагедия. И тогда становится важно, чтобы смерть не была напрасной. Невероятно важно! В неполные тридцать семь лет Владимир Оскарович Каппель был человеком, истово преданным Родине. Он принял присягу и не изменил ей. Верой и правдой служил Отечеству и отдал за него жизнь.

Сам я двояко отношусь к советскому времени, к коммунистическому режиму. Но признаю: нравственные законы, которые проповедовались в нашем кино, были важными и нужными. После развала Союза мы это утратили. В перестроечное время снималось огромное количество чернушных фильмов. Рассказывать в кино о любви, патриотизме, моральных принципах стало немодно. Какая любовь, какое чувство долга и патриотизм, какие жертвы ради Родины, помилуйте! Но я уверен, что сейчас это нужно, как никогда. Фильмы, которые воспитывают все эти чувства, невероятно важны. Именно поэтому выход картины «Адмиралъ» я считаю своевременным. По себе ощущаю: поколению, живущему во времена перемен, часто не хватает четкой картины мира, знания об историческом прошлом своего народа, об истинных героях страны.

К списку статей


=