Каникулы для души

Алексей Иванов, Донецкий коммуникационный ресурс, 23.09.2009

То, что на пространстве бывшего СССР не умеют снимать кино, стало вроде как неоспоримым фактом. Последняя удачная кинопостановка в наших широтах – это разве что бондарчуковская «9-я рота».

Все остальное, несмотря на «бюджеты и рекламные кампании», в основном было культурным шлаком. Даже если эти фильмы и приносили прибыль, в основном за счет того, что потакали весьма низменным инстинктам публики.

Поэтому, когда развернулась шумная рекламная кампания по поводу фильма «Каникулы строгого режима», который заявляли как комедию с участием звездного тандема Сергей Безруков — Дмитрий Дюжевв, — это настораживало. Ведь звездные дуэты, хорошо сыгравшие в других фильмах, всегда смотрятся подозрительно, как желание использовать чужой успех по второму разу.

Но на этот раз ожидания подвели.

Вместо обычной кинохалтуры, «Каникулы» оказались весьма и весьма приличным кинопроизведением. Сюжет отдалено напоминает советских «Джентльменов удачи» и «Посторонним вход запрещен», причем не столько канвой повествования, сколько самой атмосферой фильма. Где смешное и грустное, реальное и невероятное тесно переплетаются и под конец фильма составляют уже единое целое, что навсегда оседает в памяти  понятием «любимый фильм»

Сюжет «Каникул» хоть и не замысловат, но по своему интригует. На зону, которую «держит» авторитет Виктор Сумароков по кличке Сумрак (Сергей Безруков), пригоняют очередной этап заключенных. В нем находится Евгений Кольцов (Дмитрий Дюжев), бывший работник правоохранительных органов, который, заступаясь за пострадавшую, случайно убил сослуживца–взяточника. Начальник Кольцова, чтобы не поднимать лишний шум, уволил подопечного задним числом, в результате чего бывший оперуполномоченный попадает не на специализированную зону для сотрудников милиции, а на обычную, где с такой биографией ему долго не прожить.

Но только перед этим на зоне заключенные порезали бывшего гаишника, поэтому начальник тюрьмы с говорящей фамилией Вышкин (Владимир Меньшов) обращается с просьбой к Сумраку защитить бывшего «мента» от расправы.

Все это не нравится другому криминальному авторитету Шаману, который, с одной стороны, хочет подсидеть Сумрака в роли «смотрящего» за зоной, а с другой — сотрудничает с представителем тюремной администрации Гладких (Александр Лыков), который с помощью беспорядков в колонии хочет отправить своего начальника на пенсию.

В результате в зоне вспыхивает бунт, правда, быстро подавленный спецподразделением МВД под руководством Сергея Гагарина (Алексей Кравченко), бывшего друга Кольцова. Разобравшись в чем дело, Гагарин решает помочь своему товарищу бежать. И бывшему оперу приходится брать в «бега» и Сумрака, которому теперь в зоне ничего хорошего не светит.

Гагарин приводит двух беглецов в расположенный рядом пионерский лагерь «Юнга», руководительница которого Образцова (Людмила Полякова) неоднократно просила его дать ей кого-то из подчиненных, поскольку в лагере не хватает мужчин-вожатых. И вот два беглых из взрослого лагеря остаются один на один с воспитаниками из лагеря детского. Человек, который должен был заняться беглецами дальше, схвачен и передан в руки Закона. И вот тут начинается самое интересное. Что теперь делать? Воспитывать детей! Именно так и рассудили оба зэка. Но воспитательская работа сопряжена с некоторыми трудностями, как то: взаимопонимание, дружественная атмосфера и тому подобное. А тут еще красивая воспитательница соседнего отряда Алена Бабенко), в которую ухитрился влюбиться Сумароков. Которому, скаитающемуся по тюрьмам с юношества, придется пройти адаптацию к жизни вне зоны и наладить взаимоотношения с детьми, которых, оказывается, подчинить своей воле значительно тяжелее, чем взрослых зэков.

По ходу этого процесса двум беглецам необходимо будет выиграть конкурс среди отрядов пионерлагеря, чтобы получить в виде награды путевку в Питер, разобраться с вышедшим на волю и нашедшему беглецов Шаманом и так далее. Все эти действия перемежаются действительно смешными шутками и ситуациями, хорошей музыкой, достойной операторской и режиссерской работой.

«Каникулы строгого режима» неожиданно удивляют правдивой интонационной точностью диалогов и мотиваций. Эта убедительность стала такой редкой монетой в нашем кинематографе, что, встречая ее, не веришь ни ушам, ни глазам, и подсознательно ждешь, — ну вот сейчас они проколятся, сейчас-сейчас. Но вот пошли финальные титры, и понимаешь: надо же, не прокололись.

Оказывается, можем, если захотим, снимать комедии без сортирного юмора. Могут актеры играть и не переигрывать. Можно написать вменяемый сценарий и прописать диалоги. Все, оказывается, можно, когда не пытаешься гнаться за модной темой и не рассчитываешь побыстрее нарубить денег на использовании звездных имен. Все можно, только нужно к этому стремиться. Будем надеятся, что «Каникулы» — это начало новой тенденции в постсоветском кинематографе, нацеленной на создание качественного кинопродукта. Который не стыдно и самому посмотреть, и людям порекомендовать.

К списку статей


=