«Безумный день»

Анна Нечаева, Радио Культура, 14.05.2009


Ссылка на источник

Комедию Бомарше поставил Константин Богомолов. Главные роли – у Сергея Безрукова, Марины Зудиной, Ирины Пеговой и самого Олега Табакова.

Комедия положений в «Табакерке» оказалась историей о душевных муках, коварстве и любви.

Константин Богомолов объясняет, что не искал в пьесе — смешное или серьёзное. И внешняя сторона зрелища интересовала его меньше всего. Просто — хотелось создать «человеческий спектакль» — признаётся режиссёр:

«Мы попытались просто свежим взглядом взглянуть на этот материал. Не думая о том, чтобы сделать комедию, драму, трагедию. Не думая о том, что мы должны угодить зрителю. Или, наоборот, каким-то образом его спровоцировать или шокировать. Просто мы прочитали эту историю и попытались вытащить какие-то человеческие, простые вещи. При том, что, конечно же, во время репетиций мы много говорили о том, что по отношению к этой истории сложились какие-то штампы, которые дают повод для развлекательного, немножко бездумного – не в плохом смысле – зрелища. От этого мы уходили действительно… Я спокойно абсолютно отношусь к перенесению материала в другое время, каким-то концептуальным переворотам. Но это должно вскрывать смысл. В данном случае, мне показалось, что этот материал не требует каких-то переворотов. Более того, они ему противопоказаны. Они его уничтожат. Скорее, речь идёт о смещении акцентов. Что, кстати, на мой взгляд, всегда самое сложное. И, кстати, по отношению к материалу это всегда самое радикальное. Потому что, как известно, «плюс» и «минус» смыкаются. И если перевернуть материал совсем, то получится то же самое, только наоборот».

У Фигаро Сергея Безрукова мало общего с беззаботным влюблённым. Его герою – за тридцать. В жизни ему досталось. И любовь с Сюзанной -не просто интрижка, а воплощение мечты о доме и семье. Так что и поведение графа Фигаро расценивает как настоящее предательство – объясняет Безруков:

«Можно быть стремительным, лёгким, но в том же время проживать всё по-настоящему. Несмотря на довольно-таки комедийные ходы, водевильные, здесь очень много подлинного, настоящего. Безумный день может состоять не из быстроты просто произнесения текста. Безумный день может быть в количестве эмоций, которые переживает человек. Это называется по-русски: из огня да в полымя. Сколько прожил этот человек! У нас, как говорится, принято, что он такой цирюльник. Если вы прочтёте его биографию, вы поймёте: действительно, он ведь и в тюрьме сидел, и кем он только не был. Человек, обладающий огромными навыками просто выживания. Поэтому, некий темперамент андалузца – вот чего хотелось передать. Испанец – это жёсткая рука, это фламенко, тореро. Честно говоря, мне всегда хотелось играть тореро».

Олег Табаков на роль графа согласился не сразу. Хотя комедия для него – самый привычный жанр:

«Жанр этот определён у Бомарше. И, может, оттого, что я артист, так сказать, комический, поэтому я склонен смотреть на жизнь с юмором, на самого себя и на окружающих тоже. Да и по поводу меня самого у меня сомнений было более, чем достаточно. Всё-таки в таком зрелом возрасте играть обольстителя и ловеласа… как-то всё-таки дочке младшей три года. Вдруг, зайдёт – посмотрит на папу. Так что я сомневался сильно. Но режиссёр сказал: нет, так». А я, вообще, актёр послушный».

«Женитьба Фигаро» — узнаваемая и современная история – считает актриса Марина Зудина:

«Изначальная моя проба или ошибка — сделать мою героиню (графиню) из сегодняшнего дня. Материал мне этого не позволил сделать. Я была жёсткой, очень решительной, умной. Но это не имело перспективы – каждую проблему рассматривать серьёзно. Всё-таки это не история про то, как женщина страдает от того, что всё время муж ходит налево и направо. И здесь, когда мы говорим о водевильности, это не со знаком «минус». Всё равно это – комедия. И зритель, когда приходит на эту пьесу, всё равно это «брызги шампанского». Он ждёт праздника, интриги. Просто другое дело, что ситуация очень узнаваемая. И женщина, которой изменяет муж и которая не находит выражения своим чувствам, она всё равно современна. Какие бы мы костюмы не носили, в какой бы стилистике не был решён спектакль».

Премьеру спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» играют в рамках фестиваля «Черешневый лес».

К списку интервью


=