Стрелецкая вольность

Александр Стрелков, Ведомости, 19.12.2008

Трудно было предположить, что компания СТВ, студия «Мельница» и «Первый канал» решатся на такую дерзость. Но они решились. Экранизация «Сказки про Федота-стрельца, удалого молодца» оказалась смелой по всем фронтам.

Воплощения
Сказка вышла в журнале «Юность» в 1985 г. Запись в исполнении автора вышла в 1986-м. Игровой фильм, существенно отличавшийся от сказки по духу и ритму, снял в 2001 г. режиссер Сергей Овчаров.

После выхода трех ироничных богатырских сказок можно было ожидать, что студия «Мельница» либо так и будет развивать стиль пародийной диснеевской анимации, либо займется более масштабными трехмерными проектами. «Федот-стрелец», во-первых, сохранил благородную двухмерность. И во-вторых, нарисован он в условной лубочной манере — причем чрезвычайно изобретательно, с массой графических и монтажных находок. Ставка на оригинальную графику полностью оправдалась. Мультфильм можно рассматривать и смаковать практически покадрово.

Смелым шагом было и решение прочесть сказку практически целиком. Сократились лишь несколько реплик, и ушел текст «от автора» скомороха-потешника. Актеры, озвучивающие персонажей, работают так, что сложно похвалить одного больше других. То ли Сергея Безрукова (Федот) за самоиронию, то ли Виктора Сухорукова (Царь) за буйное самодурство, то ли Чулпан Хаматову (Маруся) за ангельский распев.

Цитировать Филатова — дело благодарное. Его текст мог бы вытянуть и ужасный мультфильм. Как сказал на премьере сопродюсер фильма Константин Эрнст, хорошие продукты трудно испортить. Но анимационный «Федот» оказался не просто тот же, что у Филатова, а даже немного усовершенствованным — в духе времени. Режиссер Людмила Стеблянко и продюсеры Сергей Сельянов, Константин Эрнст и Александр Боярский не стали прятать и микшировать филатовскую сатиру, но еще и обострили ее крамольными намеками.

Актуальными реалиями сказочный мир Филатова дополнен весьма щедро. Царь обитает в Кремле. По телевизору — тарелочке с голубой каемочкой — показывают матч с участием «Зенита» и новости о глобальном кризисе. Федот со своей Марусей проживают в многоэтажной избе. Царская охрана чем-то напоминает ФСО. Генерал увлекается фотографией — и т. д. Написанная в 80-е гг. сказка может иллюстрировать положение дел в современной России ничуть не хуже, чем в перестроечной, да и похоже — в любое время. Царская реплика: «Утром мажу бутерброд — сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, и компот не льется в рот!» — звучит по-прежнему свежо. И даже если авторы фильма не имели в виду ничего дурного, то все равно невольно кажется, что державные царские глазки — точь-в-точь как у одного важного руководителя. «В обчем, дело принимает социяльный оборот», как сказал Генерал, когда Федот поднял народ на бунт.

Мультфильм совершенно не детский, к бунту вроде бы не призывает и ни на кого пальцем не указывает. Но вирус ехидного вольнодумства, который в нем явно заложен, чрезвычайно заразителен.

К списку статей


=