«Федот-стрелец» за 2 миллиона $ с любовью

Жанна Каренина, Фонтанка.ру, 18.12.2008

В прокат вышел анимационный фильм «Про Федота-стрельца», премьеру которого ждали с некоторым опасением — сказка Леонида Филатова уже фольклор, народное достояние, цитатами живет в народе. Один неудачный опыт уже был, в удачу мало кто верил. Но под Новый год всякое бывает! Фильм режиссера Людмилы Стеблянко и продюсеров Сергея Сельянова и Константина Эрнста закрыл киногод неожиданно прекрасным патриотическим высказыванием. Рисованный мультик обошелся в 2 миллиона долларов.

На Руси, как обычно, жизнь идет бурно, но нелепо: повсюду банки да избы в престижных районах, а во дворце – хоть шаром покати. Царь в отсутствие еды заговаривает иностранным послам зубы, бояре спят, позабыв дела государственной важности, принцесса засиделась в девицах, и перспектив никаких. Мужик Федот, получив приказ слезть с печи и накормить страну, отправляется на охоту, откуда вместо дичи приносит домой разговорчивую голубку – та немедленно превращается в домовитую грудастую девицу, которая легко решает любые проблемы. Такую же хочет себе и царь – но не при живом же муже бабу красть; и Федота с третьей попытки отправляют за тридевять земель. Вернувшись, он быстро разобрался, что к чему, воссоединился с дорогой Марусей, поднял восстание и вместе с народом всея Руси сплавил сатрапов куда подальше.

Сказка Филатова – бесценна, должно быть, поэтому кинематографисты и театральные деятели ходили вокруг нее, да особо не трогали – не знали, как подступиться. Лишь однажды продюсер Сергей Сельянов задумал невозможное, и проиграл – «Сказ про Федота-стрельца» режиссера Сергея Овчарова, вышедший в 2001-м, к сказу Филатова не имел никакого отношения, и теперь благополучно забыт. На сей раз Сельянов объединился с Константином Эрнстом, и, вопреки всему, выиграл – вопреки неподдающемуся интерпретации тексту и дикой кинематографической репутации г-на Эрнста.

Большие люди – большой бюджет: на «Федота» потрачено более 2 миллиона долларов. Расходы велики еще и потому, что мультфильм рисованный – случай нынче беспрецедентный. Вторая статья расходов – звезды, отдавшие голоса героям: Сергей Безруков, Виктор Сухоруков, Чулпан Хаматова, Дмитрий Дюжев, Михаил Ефремов. Кажется, к большинству своих ролей в кино некоторые из них не подходили так серьезно, как к этой работе – говорят, некоторых гоняли до хрипоты, пока не была найдена нужная интонация. Может, и гоняли, но за то, как сдержанно (в хорошем смысле) звезды (в частности, Безруков) ведут себя за кадром, можно простить даже генерала Каппеля, да там каждому есть что прощать…

Еще один повод записать «Федота» в раритеты – такое бережное отношение к авторскому тексту, какое не снилось в наши дни никаким классикам – а вот Филатову, надо же, повезло. Из фольклора слова не выкинешь – так, видимо, решили создатели; но и побаловались, конечно. Если текст Филатова уже в ряду вечных – и не только по причине литературного совершенства, просто аллегории на все времена получились, то мультфильм «подтянут» к современности: на улицах висят объявления об избах в престижных районах, волшебная тарелка транслирует матчи «Зенита» и последние новости на Первом, Баба-Яга летает на сверхсовременной ступе, не забывая пристегнуть ремни. Ну, еще Федот, такой гипертрофированный лошок, русский герой поневоле, падает головой на выпуклую (очень выпуклую) грудь своей Маруси. Баба-Яга, молодящаяся пенсионерка, владеет навыками современной ворожбы с помощью «магического» шара. Принцесса ломается и капризничает словно участница «Дома-2». Царь – ну, он не царь, конечно, а мелкий пакостник, но не со зла, просто, видать, в маразме, и челюсть у него вставная. Это все уступки зрителю, конечно, но в них нет той разнузданности, которую себе позволяют современные мультипликаторы, делающие мультфильмы якобы для детей и наполняющие «взрослыми» цитатами и двусмысленностями. И главное – спустя много лет и кучи потраченных на духоподъемные блокбастеры денег, имя Эрнста впервые вписано в по-настоящему патриотический проект. Конечно, прежде всего, за это следует благодарить первоисточник: Леонид Филатов – один из немногих, кому удалось взглянуть на Россию с любовью, несмотря на очевидный скепсис. Собственно, об этой любви и фильм.

К списку статей


=