Салют Адмиралу

Дмитрий Влодихин, Русский обозреватель, 14.10.2008

Фильм «Адмиралъ» с первых дней показа вызвал бешеные дискуссии. Иначе и быть не могло.

Так вот, желающих покритиковать его найдется более чем достаточно и без меня. Я же, напротив, выступлю его апологетом.

Прежде всего, я искренне благодарен режиссеру фильма Андрею Кравчуку за то, что он не превратил свою картину в монографию. Его уже ругают и еще будут ругать: он-де не учел того и не учел сего, без должной полноты отнесся к такой-то линии, не вставил в фильм такой-то факт. И особенно бранят за то, что в «Адмирале» нет «положительных красных». Ах, как это необъективно! Ах, не стоило бы в духе нашего времени так откровенно становиться на одну из сторон! И почему нет зверств колчаковского режима? И за кого вообще воевал Колчак, который, дескать, предал монархию, став утлым «февралистом».

И так далее, и тому подобное.

Так вот, очень хорошо, что режиссер не стремился к объективности. Очень хорошо, что он не ползал по бескрайней Сибири с микроскопом. И очень хорошо, что в фильме нет положительных красных.

Поскольку «Адмиралъ» все-таки не о гражданской войне и не о «русской истории вообще». Он – о Белом Деле. О борьбе людей, поднявшихся против революционной чумы и стоявших, пока хватало сил. О русских 300 спартанцев, сложивших головы в сибирских Фермопилах.

Да, Белое Дело собрало пестрое скопище людей. Там было немало «героев», о которых язык не поворачивается сказать что-либо доброе. И даже откровенные «февралисты» — да, были, хотя и сравнительно немногочисленные. Но все-таки лучшие из лучших, носители идеала всей борьбы, сражались за православную веру и русское отечество. Немалое число этих людей хранило имя последнего государя в сердце и уходило к Омску, на Дон, в Крым, веря в грядущее торжество монархии.

Фильм таких людей показал – Колчака, Каппеля, Пепеляева. Разумеется, мягче, идеальнее и легче, нежели они были в реальной истории. Но ведь главный смысл картины (помимо чисто коммерческого) был – перевести очень сложные смыслы трагической поры в нашей истории на крайне простой язык массового кино. «Адмиралъ» — не для интеллектуалов.

Но в отношении миллионной аудитории он «работает» грамотно и сделан профессионально. Да, потребовалась душещипательная «лирическая линия» — эпическая любовь Колчака и Анны Тимиревой «в огне войны». Лишнее? Вовсе нет. С массовым зрителем сыграли на его поле. Требовались красивые персонажи, способные на яркие чувства, и режиссер со сценаристами их дали, «нагрузив» эстетикой великой России, России сильных мужчин и прекрасных женщин, военных мундиров и бальных платьев. Оно и хорошо. Чем красивее выглядит наша родина в исторической ретроспективе, тем легче наш современник прикипает к ней сердцем, выныривая из черной ледяной грязи девяностых.

В течение многих десятилетий кинематограф тиражировал полноценную красную трактовку Гражданской войны. Ни у кого не возникает вопроса: «Почему в фильме «Чапаев» не показаны зверства большевистского режима?» И никого не цепляют факты и фактики «упущенные» братьями Васильевыми, когда они снимали эту картину. Более того, никто не укоряет их в том, что нет ни в одном кадре «положительных белых». Да почему? Потому что «Чапаев» воспринимается как великая красная легенда о Гражданской войне.

Ну а теперь представим себе, как реагировали на «Чапаева» те, кто воевал не на стороне большевиков, но выжил, стал гражданином СССР и увидел как-то в кинотеатре вот это…

Горе побежденным!

Теперь пришло время великих белых легенд. Тот «красный перекос», который был в нашей литературе, в нашем искусстве, в том числе и в кино, исправить объективизмом невозможно. В обществе есть ощутимый запрос на полноценные художественные образы белых. Пора неврастеников, бренчащих «Поручика Голицына» с экранов советского ТВ, давно миновала. К бесу «Поручика Голицына»! «Адмиралъ» — белый «Чапаев». Фильм-миф. Фильм, показывающий красоту и трагедию белой России. Фильм, беспощадный к «революционной романтике».

«Чапаев» был удивительно хорош, при том, что абсолютно красен. И «Адмиралъ» хорош тем, что он абсолютно бел. Еще не пришло время для примирения, и всё розовое просто никому не нужно и никого не интересует. Гораздо интереснее проекты, доносящие до массовой аудитории какую-то одну точку зрения в концентрированном виде.

Главные роли в «Адмирале» сыграли актеры, давно известные России по наиболее «финансовоемким» кинопроектам. Хабенский (Колчак), Боярская (Анна Тимирева), Безруков (Каппель) и несколько других. После рекламной бури, предшествовавшей фильму, многие шли смотреть его с большим предубеждением – в том числе и автор этих строк. Не те люди… не те лица… Но, как видно, сама тема большой русской трагедии настолько подняла актерскую команду, настолько оторвала ее от нашей неказистой действительности, что никто не сфальшивил. И это – одно из величайших достоинств фильма. Тем более не мог сфальшивить Николай Бурляев, сыгравший эпизодическую роль Николая II с необыкновенной точностью – со знанием грядущей гибели в глазах, с предвидением грядущих мук для тех, кто пожелает исполнить свой долг до конца, когда встанет великая смута…

Одна лишь деталь скрипнула стеклом по стеклу, политкорректненько. За спинами колчаковцев показывают веер российских флагов, а рядышком – на одно мгновение – «звезды и полоски»… Зачем? То, что обеим сторонам в титанической борьбе помогали иностранные «доброжелатели», известно, думается, всем. Немцы и китайцы «ассистировали» большевикам, англичане, французы, американцы и японцы стояли за спиной белых. Все правда. Но фильм-то рассказывает о русской трагедии, о русской борьбе. И звездно-полосатый флаг на втором плане воспринимается то ли как подмахивание продюсерской фирме «Двадцатый век Фокс СНГ», то ли как подмигивание «современным друзьям». Нелепо, в общем, выглядит.

Однако эта деталь хоть и неприятна, а все же отнюдь не губительна. Общее восприятие фильма испорчено ею быть не может.

Одна из последних сцен «Адмирала» — расстрел главного героя большевиками. Над прорубью звучит залп, тело Колчака падает в воду… И до сих пор не слышно пристойного «эха» после этих винтовочных хлопков – не было воинского салюта, не было почестей, отданных героям Белого Дела, легшим в сырую землю на вечный сон.

«Адмиралъ», по сути, и есть такой салют – стреляные гильзы падают на землю, свинец уходит в небо…

К списку статей


=