Сергей Безруков «В июне 41-го»

Алексей Чернов, НашФильм.ру, 05.2008

Ссылка на источник

До недавнего времени Сергей Безруков был одним из немногих актеров категории VIP, который не засветился в фильмах на тему Великой Отечественной войны. То ли звезды не совпадали, то ли иные обстоятельства не складывались — не так уж и важно. Но при таком количестве проектов на военную тематику, которые в последнее время активно появляются в головах деятелей от киноиндустрии, шансы разойтись у Безрукова и ленты о героических деяниях наших отцов были минимальны. Чего и не произошло. Так появился на свет очередной опус на военную тему «В июне 41-го».

Появление этого фильма было ожидаемо и обсуждаемо. Говорили много и в России, и в Белоруссии, где, собственно, проходили съемки. Правда, сюжету уделялось внимание незначительное. Основная же тема вертелась вокруг главной звезды картины.

В июне 41-гоВосприятие Безрукова в образе героя-пограничника — вот основной лейтмотив разговоров профессионалов и досужих пересудов обывателей. Некоторый интерес добавляла и интернациональная актерская команда, самыми яркими представителями которой стали народный артист Беларуси и СССР Ростислав Янковский и поляки Павел Делонг и Магдалена Гурска. Сочетание представителей разных актерских школ было изначально задумано режиссером Александром Франскевич-Лайе, как некий дополнительный козырь, позволяющий сделать ленту более колоритной, интернациональной.

Видимо, фильм задумывался как жесткий экшен с элементами драмы и любовной историей. Некая вариация на тему «всей неприглядной правды о войне». К сожалению, уже мало кто помнит, каким был июнь 1941 года на советско-польской границе. Может быть, и таким. А может, и нет.

В июне 41-го Лейтенант погранвойск Иван Буров несет службу на одной из застав. Вместе со своими подчиненными он принимает неравный бой с превосходящими силами вермахта. Итог ожесточенного сражения печален. Многие пали, кто-то попал в плен, кто-то и сам сдался. Бурову удалось сохранить жизнь и свободу. Самое логичное для него — пробираться на восток, к своим. Но в польском хуторе у Ивана осталась возлюбленная Ханна, с которой он не может не попрощаться. Свидание не получилось, Иван попал в плен. На его счастье немецкий командир решил помочь своему другу снять документальную ленту о схватке советских солдат и фашистов.

Первых отобрали из числа пленных, вторыми стали русские перебежчики, одетые в немецкую форму. Участникам сражения выдали винтовки без патронов и дали команду биться. Во время потасовки Бурову удается бежать, при этом он смертельно ранил приятеля немецкого капитана, для которого найти и убить советского пограничника теперь становится делом чести и принципа. Судьба вновь предоставляет Ивану шанс уйти. Но он не может оставить Ханну и не поквитаться с немцами. И принимает решение бороться в одиночку против подразделения капитана Регнера. Поначалу удача сопутствует Бурову. Но потом Регнер, используя Ханну в качестве приманки, выманивает Ивана. Спасая девушку, пограничник погибает.

В июне 41-го Фильм построен на постоянном соперничестве. Буров и дед Ханны, имеющий веские основания ненавидеть советских солдат, Буров и Регнер, Буров и перебежчик, даже Буров и Ханна, которая разрывается между дедом и Иваном. Наверное, слишком много соперничества и личных мотивов для картины о первых днях войны.

Вообще, лента оставляет какой-то непонятный осадок, возникающий то ли от картинности происходящего на экране, то ли от излишней серьезности, вложенной актерами в игру, но сыгравшей с ними злую штуку: появляется ощущение пафосности с элементами адаптированного американского ура-патриотизма. А ведь ничего подобного не было в культовых картинах советского периода, таких как «Государственная граница», «В бой идут одни «старики», «Аты-баты, шли солдаты…». Может, оттого, что тогда лучше помнили военное время, умели передать атмосферу не только боя, но и быта, ценили юмор. И водружали на место пограничный столб, понимая безвыходность своего положения, а не с целью утереть нос противнику. А мотивация всегда чувствуется.

Сергей Безруков сыграл в фильме о войне. Зритель рассудит, достоверно или нет. А продюсеры сведут расход с приходом и посчитают прибыль очередной картины из… длинного списка похожих проектов.

Лучше бы раздали средства, потраченные на один такой фильм, нашим ветеранам. Это было бы приятнее и важнее для них, чем несколько часов экранного времени.

К списку статей


=