«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..»

С. Горячева, Лесная газета, 31.08.1995


http://esenin-museum.narod.ru/jizn_moya.html

В России давно не было фильма о Есенине. Америка, Европа ставят спектакли, выпускают кинокартины, а у нас после фильма с Сергеем Никоненко – с 70-х гг. – ничего нет. Правда, были отдельные спектакли, построенные больше на стихах поэта, несколько излишне отлакированные, не отражающие в должной мере трагической сути жизни и творчества Сергея Есенина. Мол, был такой поэт, который писал о деревне, о природе, да вот несчастье – спился, бедолага… И только в последние годы стали докапываться до истины, и оказалось, что не все так просто, как нам внушали долгие годы. Близится 100-летие поэта, и к этой дате в театре им. Ермоловой готовятся вовсю: репетируют пьесу под названием «Жизнь моя, иль ты приснилась мне!» Её автор – Нона Голикова, заведующая литературной частью театра. Сергея Есенина в возрасте 23 лет играет Сергей Безруков (того же возраста), очень похожий на поэта и внешне, и своей удалью. Он актер Театра-студии О.Табакова, на роль Есенина приглашен в результате длительного поиска и отбора.

- О чем спектакль?

- Живые люди, показаны конкретные факты и эпизоды из жизни Есенина – такая пьеса ставится впервые. Как определила автор – это недокументальная история любви и смерти. Чем и хороша эта пьеса – в её основе живая речь, живое есенинское слово, его мысли и конкретные выражения, хорошо характеризующие то время. Есенину 23, его друзьям-поэтам столько же. Это богемная жизнь, «Стойло Пегаса», вокруг поэта молодые люди, имажинисты: «Браво, Есенин!» Это период женитьбы Есенина на Зинаиде Райх, но это и время приезда в Россию женщины удивительного таланта и темперамента Айседоры Дункан.

Спектакль начинается с монолога гражданской жены поэта – Гали Бениславской. С её знаменитого посмертного письма, которое она оставила на могиле Есенина перед тем, как застрелиться6 «Сереженька, милый мой Сереженька, никто не понимал тебя так, как я…» Далее идет интервью с Дункан, приехавшей в Россию, её знакомство с богемой. Есенин покоряет её своей необузданностью: он весел, играет на гармошке, пляшет. Я для этого специально учился играть на гармошке. Это потрясающий русский инструмент, своего рода символ русской души. Забегая вперед, скажу, что в конце спектакля Есенин перед кончиной разрывает гармошку.

Я помню свое детство у дедушки с бабушкой в Нижегородской губернии. Белавино, Лысково, Макарьевский монастырь на Волге… Понятие «Синь сосет глаза» мне хорошо знакомо, потому что я вставал на Лысой горе и смотрел на волжские склоны, вглядывался в синие заволжские леса – места Стеньки Разина. Помню, как дед удало играл на гармошке.

- Кроме гармошки, Есенин прекрасно владел балалайкой и гитарой…

- Я закончил музыкальную школу по классу гитары, а гармошку и балалайку освоил специально для этого случая.

- Этот спектакль – гимн любви?

- Многие думают, что это было просто увлечение двух гениев – Есенина и Дункан, а это была любовь. Со стороны не понять и не объяснить, ведь Айседоре было уже под сорок, между ними 15 лет разницы… Хотя и не нужно, наверное, даже пытаться объяснить, что связывает мужчину и женщину. Более того, это история трагической любви. Многое им мешало, в том числе и незнание языка. Тем не менее, они любили страстно, сильно и расстались по причинам, от них независящим. В спектакле показан этот трагический разрыв с Дункан (её играет О.Селезнева), а затем разрыв с Бениславской (Н. Кузнецова)…

- В этот период Есенина любили две совершенно разные женщины?

- Да, Дункан с её страстью, любовью к свободе, которую понимает только западная женщина, с её эксцентричностью, и Бениславская – попроще, своего рода образ женщины в кожанке. Кстати, она была связана с ЧК – это можно предположить из многих фактов, как и то, что мы имеем дело с убийством, а не самоубийством Есенина.

- Вас в этом убедили материалы, с которыми пришлось работать?

- Кто захочет узнать, было ли это убийство, может почитать есенинскую «Страну негодяев», которую он привез из Берлина. Там идет пародия на чекистов. Например, Лев Троцкий говорит такую жуткую фразу:

«Странный и смешной вы народ!
Жили весь век свой нищими
И строили храмы Божие…
Да я б их давным-давно
Перестроил в места отхожие».

Там есть Махно – Номах, в котором Есенин выводит самого себя. Свои слова он вкладывает в уста бандита, который в конечном итоге освобождает свой народ. Так что на самоубийство мало похоже. «Они» пустили слух, что Есенин спивался, дошел в последнее время до белой горячки, однако документы говорят, что в Ленинграде перед роковой ночью в «Англетере» он не пил. Темная история. Стихи оптимистичные пишет, а сам…

Настораживает такой факт: в этот же год начали уничтожать всех крестьянских поэтов. А в 37-м закончили эту акцию: пример тому поэты Орешин, Клычков…

- Сергей, вы открывали для себя новые стороны жизни и творчества Есенина или точнее сказать – шлифовали то, что у вас сформировалось ранее?

- Отец мой актер, его еще Равенских приглашал играть Есенина в театре им. Пушкина. Чтобы сыграть даже схематичный образ, отец, любивший этого поэта, залезал в любые дебри, чтобы знать кАк можно больше. А мама… Первое стихотворение, которое она мне прочитала, было «Белая береза под моим окном…»

- Понятно. И назвали вас также в честь Есенина? Есенинский дух в вас сознательно культивировался родителями, а как вы еще и внешне ухитрились родиться похожим на обожаемого в семье поэта? Просто фантастика… А следующий мой вопрос такой: Сергей, вы тоже прикладываете власть, озвучивая в программе «Куклы» на НТВ то Жириновского, а чаще Ельцина. У вас это здорово получается, я говорю: «Браво!» Пародия помогает актеру?

- Да, это помогает почувствовать изнутри конфликт, столь знакомый Есенину, — «художник и власть». Когда прокуратура объявила нам войну, сказав, что заводит на нас дело, то я подумал, что вот и пришел конец демократии, мол, поиграли и будя. Но нет, «Куклы» не закрыли. То, что сейчас нет новых программ, а идут повторы, вызвано тем, что съемочная группа в отпуске. С Сентября начнем новые программы. А пародией я начал заниматься давно, еще студентом студии МХАТ у О.Табакова. Палычу это безумно нравилось, потому что он как режиссер считает, что актер должен уметь и попробовать все. Монологи и тексты я писал сам.

- Ваше нашумевшее выступление, посвященное юбилею театра Сатиры, было показано по Первому каналу ТВ, крупным планом дали зал – там сидели Яковлев, Сосковец… А вы пели «Уральскую рябинушку» — по то, как Б.Н.Ельцин бездарно проспал Ирландию…

- Думал, вырежут, но нет, оставили. Правда, показали передачу в полночь, и потому её смогли посмотреть лишь совы вроде вас. Но, спасибо, все же показали, не побоялись. Так что, когда есть свободное время, пишу монологи и пародирую – как актеру это интересно. Это помогает мне понять Есенина – человека смелого. Правда, из-за задиристости ему приходилось бегать от милиции, которая пыталась контролировать каждый его шаг. Под конец жизни он чувствовал, что его хотят убить, и говорил об этом.
Вот документальные слова-предчувствия из песни, которую пел поэт:

«Что-то солнышко не светит,
Над головушкой туман,
То ли пуля в сердце метит,
То ли близок трибунал.
Эх, воля-неволя,
Глухая тюрьма!
Калина, осина,
Могила темна.
На заре каркнет ворона,
Коммунист взведет курок…
В час последний похоронят –
Укокошат под шумок…»

Это песня антоновцев, привезенная Есениным из Берлина. Он пел её за день до гибели.
Так что приходите 4 ноября на премьеру, должна получиться грандиозная вещь! Одна музыка чего стоит: её для спектакля пишет поклонник есенинской поэзии композитор Юрий Саульский.


- А как на вас вышли, ведь вы так полотно заняты в театре Олега Павловича Табакова. Он же не щадит молодежь, загружает на полную катушку…

Да, загружает, но и платит не в зависимости от званий, стажа работы, а за реальный вклад, отдаваемую энергетику, а не прошлые заслуги. Потому и получают те, кто вкалывает, вполне прилично. А нашли благодаря главному режиссеру театра им. Ермоловой Владимиру Александровичу Андрееву. Год назад он видел меня на конкурсе имени Яхонтова – я там читал рассказ Куприна «Собачье счастье» и занял первое место. Он и предложил: «Есть у меня Есенин». Театр заключил со мной контракт. Буду работать параллельно…

- А Олег Павлович не ревнует?

- Он говорит: «Успеешь везде-то? Ну-ну, давай, успевай!»

- Сергей, а как складываются у вас отношения с кино?

- Был дебют в фильме «Ноктюрн для барабана и мотоцикла». На фестивале «Созвездие – 94» я получил приз за молодость и актерское обаяние.

- Как у вас все легко – много ролей, призы, первые места. Еще и школу-студию не успели закончить, а уже были приглашены в престижный театр своего же учителя, которого буквально боготворите. Судьба такая благодарная?

- Забыли сказать, что школу-студию я окончил с красным дипломом и был единственным президентским стипендиатом. Денег не получил, правда, но это уже второе. А если говорить насчет благодарности, то благодарен я прежде всего своему отцу. Он, кстати, тоже закончил школу-студию МХАТ. Когда-то он играл Есенина, теперь я… Табаков любит, чтобы актер играл полярные роли и умел все. Я подкован во всем благодаря бате – пою, пляшу, пишу инсценировки, как он. Поездили, походили мы с ним. В Михайловском у Пушкина ночевали, в Константиново были, в Карабихе. Он потрясающий режиссер, растолковывал мне во время путешествий премудрости профессии актера. Интересная деталь: он пришел в театр Сатиры на роли Андрея Миронова, а я на роли Евгения Миронова в свой театр.

- Чего бы хотелось сегодня?

- Иногда чувствую, что задыхаюсь в городе, хочется на природу, в лес, на рыбалку. Заболеваю, если не побываю хотя бы раз в году у бабули в Лысково, в родной деревне. Она мне снится. Как у Сергея Есенина:

«Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.»

К списку интервью


=