Поэт на пьедестале любви

Борис Сельменьгин, Век, 1996


«Век» выдвигает спектакль Театра им. Ермоловой на соискание Государственной премии России

Спектакль Московского театра-центра имени М. Н. Ермоловой «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..», несомненно, стал сенсацией прошлого театрального сезона. Спектакль прошел 21 раз при неизменных aншлагax. 21 мая зрители в финале не отпускали артистов со сцены 30 минут! Каждый раз в спектакле открываются все новые нюансы, безусловно подчиняя зрителя тому мощному эмоциональному посылу, который идет со сцены в зал, заставляя глубоко сопереживать происходящему театральному действию. И всегда необыкновенная зрительская реакция! Многие приходят на этот спектакль не раз. Немногие театральные легенды сохранили свидетельства подобного зрительского успеха произведения сценического искусства. Спектакль Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?..» получил самое широкое освещение в прессе, его постоянными зрителями стали выдающиеся деятели нашей культуры.
Театральная версия ермоловцев истории любви Сергея Есенина, Айседоры Дункан и Галины Бениславской играет важнейшую роль в сохранении, развитии и утверждении уникальной школы русского актерского психологического театра, который в наше время подвергся жестокому разрушению. Можно смело утверждать, что этот спектакль, по словам многих зрителей, вернул современникам великого Есенина, его поэзию. Велико нравственное влияние этого произведения и на молодежь, котораяая постоянно составляет большую часть зрительного зала на спектакле ермоловцев.
Пьеса Н. Голиковой «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» — яркий дебют автора в драматургии. Это пьеса не только о Есенине и Дункан. Это размышление о глубоких законах человеческой жизни, о судьбе таланта в России в эпоху разрушительных перемен. Тонко и изобретательно решены автором сцены Есенина и Дункан, которые, как известно, не знали языка — он английского, а она русского. Пьеса написана с хорошим чувством театра и его законов. Появление пьесы такого уровня — принципиально важное событие в период, когда, увы, наша драматургия находится в весьма и весьма кризисном состоянии. Пьеса Н. Голиковой с большим успехом прошла в г.Калуге, идет в Театре Чихачева в Москве, привлекает активный интерес театров страны.
Четко и последовательно решает режиссер Фаина Веригина структуру спектакля, ориентируясь в своей эстетике на высокую традицию русского психологического театра, который всегда отличал масштаб философии при ясной и простой форме. Постановщик возвращает в этом спектакле утраченную сегодня в потоке коммерческих постановок форму спектакля многонаселенного, с большими, активно живущими и действующими массовыми сценами. Этот прием погружения судеб главных героев в кипящий человеческий мир делает жизнь спектакля особенно живой, объемной и масштабной. Главное завоевание режиссера — создание необыкновенной эмоциональной атмосферы, которая пламенно и жарко объединяет весь стремительно текущий мир этого спектакля. И точно и емко, выстроенный актерский дуэт двух исполнителей главных ролей — Сергея Есенина и Айседоры Дункан.
Молодой артист театра О. Табакова Сергей Безруков всего три сезона работает в своей профессии, но уже может быть назван восходящей звездой. Поражает универсальность дарования этого артиста. Яркий пародист, великолепный чтец, ведущий артист прославленной труппы Табакова, во всю мощь своего дарования он развернулся именно в роли Сергея Есенина.
Театр имени М. Н. Ермоловой помимо всего прочего стал первой встречей юного артиста с настоящими подмостками драматического театра с большим зрительным залом. Редко приходится быть свидетелем такой яркой вспышки актерского дарования. Власть Сергея Безрукова над зрительным залом безгранична. Он одинаково убедителен, заразителен и неотразимо обаятелен и в мощном трагическом финале, и в открыто комедийных и лирических сценах. Его исполнение роли великого поэта воспринимается как мистическое второе воплощение этого дорогого для всех нас человека, гениального мальчика из Рязани — такого, каким мы все представляем Есенина по его фотографиям, воспоминаниям современников, по его поэзии. Стихи Есенина не просто блестяще читаются артистом. Нет, они рождаются поэтом здесь, сейчас, они часть его существа. Сергей Безруков, создавая неотразимо убедительный образ С. А. Есенина, играет и просто русскую судьбу в русском городе Москве, судьбу, близкую и понятную каждому. Эта актерская работа, на наш взгляд, заметное явление современного театра.
Как сказала замечательная актриса Вера Васильева, успех молодого артиста Сергея Безрукова не смог бы состояться в такой степени, если бы его партнерша не «создала для него такого пьедестала
Любви», какой сумела создать заслуженная артистка России Ольга Селезнева в роли Айседоры Дункан. Актриса мастерски и глубоко несет мир любви во всех ее проявлениях. Есенин для нее — и любовь к мужчине, она видит в нем и погибшего сына, она, будучи сама выдающейся личностью, бесконечно ценит и понимает в Есенине его поэтический гений.
Любовь-жертвенность, любовь-самоотречение, трагедия утраты этой любви, понимание ее быстротечности — все это объемно, с пронзительным лиризмом играет актриса с безупречным чувством меры и эмоциональной заразительностью. Все дуэтные цены Есенина и Дункан неизменно сопровождают аплодисментами и криками «браво!»
Музыка Ю. Саульского стала неотъемлемой частью всего драматического действия. Трагический вальс — лейтмотив Айседоры, изысканное и чувственное танго первой встречи Есенина и Дункан — это музыка ярко театральная, существующая с безупречным чувством драматургии и законов сцены. Композитор не только привнес свою оригинальную музыку, но и аранжировал всю музыкальную партитуру спектакля с точным ощущением стиля эпохи и философии всего про из ведения.
Коллектив газеты “BeK” выдвигает автора пьесы, постановщика спектакля, исполнителей главных ролей и автора музыки на соискание Государственной премии России.

К списку статей


=