Борьба с преступностью средствами кино

Леонид Самоцветов, Еженедельный журнал, 30.03.2004

Ссылка на источник

Фестиваль детективных фильмов «Закон и Общество» хочет нравиться и зрителю, и спецслужбам

Шестой фестиваль детективного кино, проходящий под эгидой ООН, Совета Европы, Интерпола, а также множества российских правоохранительных и силовых структур (до фельдъегерской службы включительно), откроется в Москве в конце апреля. О концепции этого единственного в мире форума, посвященного художественным фильмам, телесериалам и телепрограммам криминальной тематики, а также о тенденциях в развитии детективного кинематографа в России и за рубежом корреспонденту «Еженедельного Журнала» Леониду Самоцветову рассказали председатель жюри писатель Аркадий Вайнер и продюсеры фестиваля Юрий Митюшин и Ольга Романовская.

– В последние годы кровь на телевизионных и киноэкранах и так льется рекой, а дети на улицах стреляют друг в друга из игрушечных пистолетов, подражая героям сериала «Бригада». Не кажется ли вам, что, посвятив целый фестиваль фильмам, так или иначе связанным с преступлениями, вы косвенным образом пропагандируете криминальный образ жизни?

Аркадий Вайнер: За свою жизнь я контактировал с тысячами преступников, и с полной ответственностью заявляю: счастливых людей среди них нет. Причем это касается не только уголовников-убийц, но и тех, кто никого не убивал, не насиловал, а всего лишь тихо поворовывал – пива там недоливал или еще что-нибудь столь же невинное. Именно поэтому я убежден: настоящее произведение искусства (а именно такие, на мой взгляд, только и должны участвовать

в нашем фестивале) неизбежно донесет до зрителя или читателя эту мысль. При этом вовсе не обязательно изображать преступника отвратительным негодяем. Вот возьмем очень, на мой взгляд, удачный сериал «По имени Барон» с Нодаром Мгалоблишвили в главной роли – его герой вызывает у зрителя однозначную симпатию и даже сострадание, но вряд ли кто-то захочет повторить его путь. Так что если мы сумеем хотя бы одному человеку из десяти объяснить, что такое преступление, как и почему оно совершается и чем оно чревато, – это уже огромное социальное достижение. Поэтому я не могу согласиться с моим покойным другом Юлианом Семеновым, говорившим: «Нельзя бороться с преступностью средствами детского кинематографа».

Юрий Митюшин: Еще одна важная проблема – это проблема рейтинга. Например, в Америке каждому фильму в зависимости от его идеологической направленности присваивается определенный рейтинг, то есть класс. И там никто не допустит, чтобы сериал типа нашей «Бригады» (кстати, великолепной в художественном отношении – не случайно в прошлом году именно за роль Саши Белого Сергей Безруков получил на нашем фестивале премию в номинации «Антигерой») демонстрировался в такое время, когда его могут увидеть дети. И потому одна из главных задач нашего фестиваля, в частности, в том, чтобы добиться появления аналогичной системы рейтингов и в России.

– Вас поддерживают самые разные структуры, в том числе силовые. С чем связана такая популярность вашего фестиваля среди чиновников, традиционно далеких от вопросов искусства?

Ольга Романовская: Наш фестиваль – медаль о двух сторонах. С одной стороны, мы – настоящий качественный кинофестиваль, рассчитанный на то, чтобы заинтересовать зрителя. Но с другой – мы единственный проект такого рода, имеющий внятную идеологическую основу. Мы убеждены, что наряду с образами обаятельных бандитов необходимо создавать образы обаятельных представителей закона – таможенников, следователей, оперативников. Нотариусов, наконец. Кстати, начиная со следующего года у нас вводится специальная номинация, которую мы учредили совместно с Федеральной нотариальной палатой. В этой номинации будут премироваться лучшие фильмы, создающие положительный образ нотариуса. Естественно, все правоохранительные службы заинтересованы в создании собственного привлекательного имиджа – именно поэтому они и сотрудничают с нами.

Юрий Митюшин: Причем это происходит не только в России. Мы сами были удивлены, узнав, что наш проект чуть ли не единственный в мире. Во Франции, в городе Коньяк, проводится фестиваль полицейского кино (с которым мы, кстати, активно сотрудничаем), и это, собственно, все. Поэтому, когда мы пришли, скажем, в министерство обороны Португалии, первая реакция была предсказуемой: «У вас кинофестиваль? Так идите в министерство культуры!» Но после десятиминутной беседы с министром отношение к нам полностью изменилось – мы получили поддержку на государственном уровне и в прошлом году успешно провели «эхо» своего фестиваля в Лиссабоне.

– Большая часть фильмов, которые сегодня относят к детективному жанру, посвящена не столько расследованию, сколько преступлению как таковому. Как вы считаете, насколько устойчива эта тенденция?

Аркадий Вайнер: Ну, разумеется, желание смотреть на всякого рода ужасы и мерзости у человека в крови. Посмотрите, какая толпа зевак всегда сбегается, когда на улице кто-нибудь на кого-нибудь наедет! Но это интерес низменный, сиюминутный. В действительности зрителю гораздо интереснее наблюдать за ходом человеческих рассуждений. Так что, скорее всего, возврат к детективу в классическом смысле слова, к детективу-расследованию с неминуемым изобличением и наказанием преступника неизбежен.

К списку статей


=