Сергей Безруков: знает как надо любить

Лариса Шикалова, Экспресс-газета, 22.11.2002

Похоже, нет сейчас более популярного актера, чем он. Этот голубоглазый
красавчик смотрит с обложек практически всех изданий. Оно и понятно:
«Бригада», в которой Сергей БЕЗРУКОВ сыграл главную роль, — самый
рейтинговый сериал нашего времени. Криминальный авторитет Саша Белов, герой
Безрукова, настолько реалистичен, что я невольно побаивалась, спеша на
встречу с актером. А вдруг он и в жизни такой же крутой, как на телеэкране.

Он опоздал на целый час. «Извините, был в пробке». Лучезарно улыбнулся и… увлек за собой в гримерку. «У нас 15 минут, у меня скоро спектакль». В итоге мы проговорили намного больше.

— Вас невозможно застать, все время в разъездах. Чем сейчас занимаетесь?
Где снимаетесь? (Сергей вскочил, быстро заходил по комнате. Оказалось, это
у него такая манера — ударяться в бега. С диктофоном в руках бегу следом.)

— В данный момент только играю в театре. А недавно снялся в комедии Эльдара
Рязанова «Ключ от спальни», она сейчас монтируется и озвучивается. Время
действия — начало века, 1912 год. Кроме меня, в фильме заняты Коля Фоменко,
Женя Крюкова, Сергей Маковецкий. По-моему, лента хорошая, но все равно
оценивать зрителям. Премьера состоится, скорее всего, к Новому году.

Еще я сыграл у режиссера Виталия Москаленко в мелодраме «Она никогда не
узнает». Роль небольшая, но одна из самых главных. Интересно, что в этой
картине у меня есть общие сцены с Алексеем Ниловым. Я даже шутил: мент и
бандит встретились в кадре. Эти персонажи совершенно не похожи на тех, что
я играл раньше. Впрочем, этим как раз и горжусь! Я стараюсь не тиражировать
себя из роли в роль.

— Почему, на ваш взгляд, именно роль бандита, а не Есенина, которого вы
тоже играли, принесла вам такую бешеную славу?

— Дело не в бандите, а в телевидении.

— Но ведь это далеко не первый ваш фильм…

— Картина на «большом» экране один раз прошла, и все. А в сериалах таких
крупных ролей, как в «Бригаде», я раньше не играл. Свалившаяся на меня
слава еще раз доказывает, что народ у нас большую часть свободного времени
проводит у «ящика».

— И все же, почему именно сериал о бандитах и мафии обрел такую
популярность?

—В данном случае, дело не в преступниках и героях, а в качестве картины.
«Бригада» выиграла только этим. Своей работой мы подняли планку, снимать
хуже уже нельзя — зрители смотреть не будут. Только сейчас они поняли, что
их пичкали откровенной халтурой. Всякие там «клубнички». Такая мура!

Крови и трупов в нашем сериале меньше, чем в других подобных проектах.
Жестокие сцены только там, где это действительно было необходимо. Режиссер,
он же сценарист, Алексей Сидоров был против обилия насилия. Зато много
психологических, бытовых эпизодов. Любовных, в хорошем смысле этого слова,
без пошлости. Вот это, на мой взгляд, и привлекает. А вовсе не то, что
фильм про «братков». Картина могла быть, например, про спецназ или милицию.
Мы в России заняли свою нишу. За рубежом это место заняли такие шедевры,
как «Однажды в Америке» и «Крестный отец». У них тема гангстерской саги
исчерпана. Мы — только в начале пути.

Наши крестные отцы — красивые люди

— Притом, что криминальная обстановка в России сейчас просто ужасная, нужно
ли романтизировать преступников?

— Я согласен, Саша Белов — обаятельный бандит. Но вы посмотрите на реальных
«крестных отцов», которые сейчас в основном занимаются легальным бизнесом.
Они что, страшные? У них клыки растут? Нет! Красивые, внешне абсолютно
нормальные люди.

— Нормальные?!

— Я говорю о внешности…

— Так я не об этом!

— Мне сложно сказать, зачем нужны такие фильмы. Но где вы усмотрели
романтику в «Бригаде»? В конце, что ли? (Тут мы подошли к любимой теме
Сергея — Саше Белому, и Остапа понесло…) Саша — просто пацан по сравнению с
представленной в сериале властью. Его могут убрать в любой момент. Больше
скажу, он — патриот! Он не собирался продавать оружие в Чечню, его
заставили. И чуть не убили. Он не захотел продавать наркоту, его опять
принудили…

— Вам действительно нравится ваш герой?!

— Почему никто не упрекает Аль Пачино, Де Ниро, Брандо за роли гангстеров?
Да! Мне нравится Белов! Он целеустремленный, уверенный в себе человек. Если
надо, пойдет наперекор «семье». Возьмите эпизод с тем же самым оружием для
боевиков. Саша взял и подставил всех, настучав о колонне в органы. Ее
разгромили. Он сработал на стороне государства. Народ восторгается не тем,
как Белый ездил на «стрелки», а тем, как он любил. (Последнее слово актер
произнес с таким чувственным придыханием, что я приросла к стулу, по спине
поползли мурашки, в голову полезло что-то ну очень эротическое.)

— Ну, просто ангел с крылышками…

— Ну почему же? Просто по сравнению с другими он выглядит куда порядочнее.
Отвечает за свои слова и никого не унижает. Да, сначала была романтика,
игра в робин гудов, а потом пришла пора платить. Я, конечно же, не хотел бы
жить, как Саша Белый. Он не знает, что с ним будет завтра! А его семья+
(Монолог на полчаса. Заведя разговор про главного героя, я не ожидала такой
бурной реакции. Интуитивно чувствую, что сам Сергей не остановится,
отчаянно машу перед ним руками и начинаю тыкать пальцем в блокнот с
вопросами, типа, «цигель, цигель, ай-лю-лю». Спросить-то еще надо про
многое.) В общем, несмотря ни на что, Белов — настоящий мужик. Поэтому так
народу и нравился.

— Эти качества присущи и вам?

— Да (твердо). Я многое передал герою. Например, обаяние (хитро улыбнулся),
умение любить, преданность. К сожалению, современная молодежь эти качества
утратила. Пусть пацаны учатся у Белого тому хорошему, что в нем есть. И не
принимают его как учебное пособие для начинающих братков. Суть этого фильма
в том, чтобы уберечь молодых от опрометчивого шага. В конце этого страшного
пути — полная безысходность, одиночество. Никакие деньги, заработанные
преступным путем, не принесут счастья, уверенности в завтрашнем дне.

— Герой стал бандитом по воле случая, когда его обвинили в убийстве,
которого он не совершал. Случись такое с вами, чем бы закончилось дело?

— Из любого положения можно найти массу выходов. Как бы поступил я, не
знаю. Обстановка была сложная. Все-таки 1989-й год. (Сергей серьезно
задумался. Откинулся на спинку стула, посмотрел исподлобья и… неожиданно
начал цитировать предвыборную речь своего персонажа. Тихим, низким, с
хрипотцой голосом, поигрывая голдой на шее: «В стране хаос и беззаконие…»
Передо мной сидел Саша Белый. Я узнала его холодный волчий взгляд. Стало
откровенно жутко… Но через пару мгновений актер «вернулся», и я продолжила
свои вопросы. Правда, слегка дрожащим голосом.)

— В фильме очень много трюков. Вы их проделывали сами или за вас отдувались
каскадеры?

— Есть эпизод, где мой герой ходит по перилам моста. Шагать по ним на самом
деле невозможно — они покатые, полукруглой формы. Чтобы исполнить этот
трюк, соорудили перекладину, шириной сантиметров в десять, и установили ее
вдоль поручней. Вот по этому мосточку я и передвигался. Страховки
практически не было. Тут действительно было страшно, потеряй я равновесие,
точно бы сорвался. А потом уже каскадер Валерий Деркач, которому я очень
благодарен, со специальной страховкой, для дальнего плана прошелся
непосредственно по перилам, и это был покруче трюк, чем у меня. Вообще в
фильме Валера за меня много «получал»: особенно жутко было смотреть, когда
его избивали.

Стрелять начал еще в школе

— Вы очень хорошо обращаетесь в кадре с оружием, будто с младенчества
носите кольт в кармане. Долго учились стрелять?

— Я — нормальный советский ребенок, поэтому палить из пистолета начал еще в
школе. Все мое поколение прошло через начальную военную подготовку. В армии
я не служил, но на стрельбища, с обязательным вырыванием окопа, ездил.

— А почему не служили? Откосили?

— Нет! (Возмутился Сергей). Сразу после школы поступил в театральный вуз,
на курс Олега Табакова, еще не закончив его, стал актером театра
«Табакерка». Да и сниматься начал. Поэтому просто повезло.

— Во время съемок ваши волосы выкрасили в черный цвет. Не мешала новая
масть при работе над другими проектами?

— Я же актер! Для роли Есенина меня лет пять выкрашивали в блондина и
завивали. И ничего! Многие думали, что это и есть мой натуральный цвет
волос. Я бы не смог играть в парике: волосы должны быть живыми, чтобы можно
было их хватать, трепать. (На этих словах Сергей вцепился в собственную
шевелюру, да так резко дернул, что я не на шутку перепугалась, что он
выдерет клок волос.) А потом для роли Саши Белого пришлось стать брюнетом.
Это было условие режиссера, чтобы лицо стало жестче, взгляд острее. Кстати,
за месяц до окончания съемок я начал сниматься в «Саломее» у Пчелкина. Там
мне «мои» черные волосы завивали, и я получался солнечным юношей, эдаким
ангелочком, Пушкин-лицеист.

К списку интервью


=